Духи, туалетная вода
- Mila545
- Тысячник
- Сообщения: 12813
- Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
- Откуда: Нижний Новгород
- Mila545
- Тысячник
- Сообщения: 12813
- Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
- Откуда: Нижний Новгород
- Mila545
- Тысячник
- Сообщения: 12813
- Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
- Откуда: Нижний Новгород
- Mila545
- Тысячник
- Сообщения: 12813
- Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
- Откуда: Нижний Новгород
- Mila545
- Тысячник
- Сообщения: 12813
- Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
- Откуда: Нижний Новгород
- Mila545
- Тысячник
- Сообщения: 12813
- Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
- Откуда: Нижний Новгород
- Mila545
- Тысячник
- Сообщения: 12813
- Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
- Откуда: Нижний Новгород
- Polina
- Тысячник
- Сообщения: 1363
- Зарегистрирован: Вт фев 04, 2020 12:35 pm
- Откуда: г. Электросталь МО
Re: Духи, туалетная вода
Своеобразное произведение искусства!
- Леля
- Тысячник
- Сообщения: 2259
- Зарегистрирован: Чт дек 11, 2014 9:17 am
- Откуда: Россия
Re: Духи, туалетная вода
Шедевральные флаконы! Сейчас таких нет.
- Mila545
- Тысячник
- Сообщения: 12813
- Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
- Откуда: Нижний Новгород
Re: Духи, туалетная вода
Только недавно прочитала этот интереснейший материал.
Мне кажется всем тоже будет это познавательно
Помандер, или Как наслаждаться ароматами и одновременно красоваться
Почти уверена, что вам хоть раз, да встречалось описание новогодне-рождественско-зимнего ароматного декора: воткнуть в апельсин гвоздичинки. И красиво, и пахнет приятно! Так вот, это потомок одного необычного предмета, который был очень моден в эпоху Возрождения! "Помандер" (от фр. pomme d'ambre - "ароматное яблоко"). Поначалу так называли шарик, скатанный из ароматических веществ, а затем и контейнер, в который их помещали.
Женский портрет, Франция, неизв. художник, 1560-е. (сс) Из коллекции Халльвюльского музея, Wikimedia Commons. Видите, что у неё в руке? Это он, помандер!
Можно было использовать, кстати, всё тот же апельсин, аккуратно вычистив мякоть и наполнив пахучей смесью. Однако если вы были человеком богатым, и старались продемонстрировать статус всем своим костюмом, то аксессуары были соответствующими. И помандеры в том числе!
Пришла эта вещица с Востока, и в Средние века помандерами уже весьма активно пользовались.
Однако пик моды приходится на Ренессанс. О-о, тогдашние помандеры - это настоящие произведения искусства!
Как правило, они были шарообразными, но встречались и более экзотические варианты. Они могли представлять собой просто полый шар, а могли внутри делиться на дольки, и тогда в каждую помещали своё ароматное вещество! По сути, это была уже ароматерапия, и поскольку разные вещества предназначались для лечения (или профилактики) разных болезней, то и понадобились отдельные секции.
Помандер, Германия, XVI век. (с) https://wartski.com/
В ход шли золото, серебро, эмали, драгоценные камни, жемчуг, филигрань, гравировка... Помандеры бывали и побольше, и поменьше. Совсем маленькие можно было прикрепить к кольцу или к чёткам. Большие - к поясу.
Портрет мужчины из семьи Вайнсберг, Бартоломеус Брейн Старший, 1538-39. (сс) из коллекции Музея Тиссена-Борнемисы, Wikimedia Commons.
Мне кажется всем тоже будет это познавательно
Помандер, или Как наслаждаться ароматами и одновременно красоваться
Почти уверена, что вам хоть раз, да встречалось описание новогодне-рождественско-зимнего ароматного декора: воткнуть в апельсин гвоздичинки. И красиво, и пахнет приятно! Так вот, это потомок одного необычного предмета, который был очень моден в эпоху Возрождения! "Помандер" (от фр. pomme d'ambre - "ароматное яблоко"). Поначалу так называли шарик, скатанный из ароматических веществ, а затем и контейнер, в который их помещали.
Женский портрет, Франция, неизв. художник, 1560-е. (сс) Из коллекции Халльвюльского музея, Wikimedia Commons. Видите, что у неё в руке? Это он, помандер!
Можно было использовать, кстати, всё тот же апельсин, аккуратно вычистив мякоть и наполнив пахучей смесью. Однако если вы были человеком богатым, и старались продемонстрировать статус всем своим костюмом, то аксессуары были соответствующими. И помандеры в том числе!
Пришла эта вещица с Востока, и в Средние века помандерами уже весьма активно пользовались.
Однако пик моды приходится на Ренессанс. О-о, тогдашние помандеры - это настоящие произведения искусства!
Как правило, они были шарообразными, но встречались и более экзотические варианты. Они могли представлять собой просто полый шар, а могли внутри делиться на дольки, и тогда в каждую помещали своё ароматное вещество! По сути, это была уже ароматерапия, и поскольку разные вещества предназначались для лечения (или профилактики) разных болезней, то и понадобились отдельные секции.
Помандер, Германия, XVI век. (с) https://wartski.com/
В ход шли золото, серебро, эмали, драгоценные камни, жемчуг, филигрань, гравировка... Помандеры бывали и побольше, и поменьше. Совсем маленькие можно было прикрепить к кольцу или к чёткам. Большие - к поясу.
Портрет мужчины из семьи Вайнсберг, Бартоломеус Брейн Старший, 1538-39. (сс) из коллекции Музея Тиссена-Борнемисы, Wikimedia Commons.
Последний раз редактировалось Mila545 Ср авг 11, 2021 1:16 pm, всего редактировалось 1 раз.
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Я - Людмила
- Mila545
- Тысячник
- Сообщения: 12813
- Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
- Откуда: Нижний Новгород
Re: Духи, туалетная вода
В шекспировском "Генрихе IV" герой рассказывает, как к нему подошел...
...Какой-то лорд, опрятен, расфранчен,
Свеж, как жених; на ниву после жатвы
Был подбородок выбритый похож;
Как продавец духов, благоухал он;
Меж средним пальцем и большим держал
Он табакерку с порошком душистым
И то и дело подносил к ноздрям,
А нос чихал сердито всякий раз.
Речь, по всей видимости, как раз о помандере!
Слева - портрет неизвестной дамы с помандером, Петеро Пурбус, ок. 1560. Справа - помандер эпохи Возрождения, Европа, из коллекции Музея науки (Лондон). (сс) Wikimedia Commons.
Вы благоухали сами, вы меньше чувствовали те неприятные запахи, которые вас окружают, вы и чувствовали себя лучше, и красовались с дорогим аксессуаром. Словом, помандер - отличная штука во всех отношениях!
...Какой-то лорд, опрятен, расфранчен,
Свеж, как жених; на ниву после жатвы
Был подбородок выбритый похож;
Как продавец духов, благоухал он;
Меж средним пальцем и большим держал
Он табакерку с порошком душистым
И то и дело подносил к ноздрям,
А нос чихал сердито всякий раз.
Речь, по всей видимости, как раз о помандере!
Слева - портрет неизвестной дамы с помандером, Петеро Пурбус, ок. 1560. Справа - помандер эпохи Возрождения, Европа, из коллекции Музея науки (Лондон). (сс) Wikimedia Commons.
Вы благоухали сами, вы меньше чувствовали те неприятные запахи, которые вас окружают, вы и чувствовали себя лучше, и красовались с дорогим аксессуаром. Словом, помандер - отличная штука во всех отношениях!
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Я - Людмила
- Наталья
- Тысячник
- Сообщения: 3742
- Зарегистрирован: Чт июл 05, 2018 3:12 am
- Откуда: Киев, Украина
Re: Духи, туалетная вода
Мила, для меня открытие, спасибо, впервые услышала о нём
Наташа.
---------------------------
Любить меня не надо. На уважение надеюсь.
---------------------------
Любить меня не надо. На уважение надеюсь.
- Леля
- Тысячник
- Сообщения: 2259
- Зарегистрирован: Чт дек 11, 2014 9:17 am
- Откуда: Россия
Re: Духи, туалетная вода
Я тоже не знала. Но штука, действительно, шикарная! Все время - в ароматах!
- Леля
- Тысячник
- Сообщения: 2259
- Зарегистрирован: Чт дек 11, 2014 9:17 am
- Откуда: Россия
Re: Духи, туалетная вода
На самом деле, ароматы очень улучшают настроение... С утра побрызгаюсь, чем охота сегодня, и сразу настрой более радостный!
- Mila545
- Тысячник
- Сообщения: 12813
- Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
- Откуда: Нижний Новгород
Re: Духи, туалетная вода
Духи России
Марина Богданова
Если пудру, румяна и прочую декоративную косметику у нас производили и импортировали с незапамятных времён, то духи в России появились не так уж и давно. Доподлинно известно, что флакон духов на основе амбры был преподнесён иноземными послами царевне Софье. Однако по-настоящему активно пользоваться разнообразным парфюмом русские красавицы начали лишь в XIX веке.
Действительно, никакой информации о широком употреблении духов в России до XIX века нет. Собственно, в них практически не было смысла: душистая пудра, помады и притирания с отдушками и так создавали изрядный «парфюмерный шум». Только с XIX века у нас стали открываться первые фабрики по производству парфюмерии, хотя в Европе уже давным-давно были известны и одеколоны, и, собственно, духи.
Король русского парфюма
В 1843 году француз Альфонс Ралле (Альфонс Антонович, как значилось в паспорте) открыл в Хамовниках небольшую фабрику по производству стеариновых свечей. Дела у француза пошли в гору: хорошее качество продукции и разумная экономическая политика привели к тому, что крохотная фабрика разрослась до большого комплекса. И тогда Ралле смог позволить себе разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Он начал выпускать парфюмерию: одеколоны, помаду, духи, мыло.
Душистое сырьё привозили из Франции, к работе были привлечены лучшие парфюмеры – и результат не заставил себя ждать. Предприятие удостоилось чести стать поставщиком двора Его Императорского Величества, четырежды премировалось Гербом – что было высшей наградой для фирмы, как в СССР – «Знак качества».
К слову, чтобы фирма считалась официальным поставщиком двора, ей требовалось в течение 8–10 лет выполнять заказы двора, иметь безупречную репутацию и, разумеется, отличные отзывы от потребителей. Поставщик не мог позволить себе скандалов, связанных с внезапным снижением качества выпускаемой продукции. Звание давалось персонально владельцу фирмы, то есть при смене владельца требовалось доказать, что фирма осталась на прежнем высоком уровне.
Ралле стал королем парфюмерного рынка России, и вполне заслуженно. У фирмы «Ралле и К°» имелись свои пряно-ароматические плантации в России, а для производства флаконов в Москве специально был построен хрустальный завод (теперь на его территории располагается известный дизайн-завод «Флакон»). К тому же их духи и одеколоны, даже самые известные – «Царский вереск», «Фея роз», «Серебристый ландыш», «Букет Наполеона» (к 100-летию Бородинской битвы) и так далее – стоили недёшево, но вполне доступно для населения. В рекламных буклетах покупателям предлагалось «более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю». Именно фирме Ралле принадлежит изобретение такой актуальной для России новинки, как «зимние духи» или «духи для мехов». Они взаимодействовали с мехом, учитывая его естественный запах, и раскрывались на морозе особенными звенящими нотами. Помните, у Блока?
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов.
Скорее всего, юная красавица носила именно «Парфюм де фурор».
После революции всему этому великолепию пришёл конец. Национализированная фабрика стала Мыльно-парфюмерным заводом № 17 – и никаких духов там уже не производили: новому государству они были не нужны. Впоследствии фабрика короля российской парфюмерии была переименована – и теперь это фабрика «Свобода», действующая и по сей день.
Золотой век
Успех Ралле подействовал окрыляющее – и вскоре в России появилось сразу несколько конкурирующих компаний, занимающихся парфюмерией, тем более что на Западе новым парфюмерным компаниям пробиться было почти невозможно из-за слишком высокой конкуренции. До тонкости освоившие технологию и секреты производства, молодые и амбициозные специалисты приезжали сюда и состязались в изобретательности и изысканности. В России начался золотой век парфюмерной промышленности.
Новая отрасль становилась все более важной, к тому же поэтический Серебряный век был буквально помешан на ароматах – женщины кутались в них, оставляя за собой шлейф благоухания. Духами пропитывались и бумага для писем, и носовые платочки, и даже матерчатые пуговки на платье. Запах становился почти визитной карточкой – и фетишем.
Этикетки и рекламные плакаты для парфюмерной промышленности рисовали лучшие художники, улавливая требования общества и вместе с тем диктуя ему стиль жизни. Вдохновившись ароматом духов «Лила Флёри» фабрики «Виктории Регина», композитор Оскар Кнаубе написал популярнейший вальс «Лила Флёри».
Александр Остроумов, один из немногих русских парфюмеров и косметологов, открыл в те поры единственный в мире Институт врачебной косметики и выпустил целую книгу отзывов о своей продукции – все знаменитости театра и кино отметились у него, не скупясь на восторги. Адольф Сиу, прославленный на всю Россию кондитер, устроил у себя на производстве парфюмерный цех – экстра качества. Подарочные наборы Сиу – одна линейка шоколадных конфет и соответствующих духов, элитного мыла или одеколона – пользовались феноменальным успехом.
Бурно развивалась и химическая промышленность – в Петербурге с 1860 года действовала «Санкт-Петербургская химическая лаборатория», позже превратившаяся в фабрику «Северное сияние». Разработанные лабораторией и запущенные в продажу одеколоны «Тройной», «Красная гвоздика» и духи «Лесной ландыш» известны и сейчас.
Говоря о русской парфюмерии, невозможно не вспомнить Генриха Брокара. Запатентовав новый способ производства концентрированных духов, Брокар продал патент – и на вырученные деньги открыл собственное дело в России. Как и Ралле, он начинал с малого – поскольку парфюмерное предприятие серьёзного уровня требовало серьёзнейших капиталовложений.
В начале карьеры фабриканта Брокар занялся мыловарением, сделав ставку на самое дешёвое, «народное» мыло. Тут пришлось приложить всю свою смекалку, но в результате продукция Брокара стала желанным «городским гостинцем» для любой крестьянской семьи. За копейку – кусок мыла, а за три копейки – целый косметический набор в красивой коробке: мыло, пудру и помаду, предел желаний деревенских модниц.
Мыло-шар, зеленое мыло-огурец – в форме огурца и с соответствующим свежим запахом, детское мыло с выдавленными на брусочке буквами – вся эта продукция уходила буквально влёт. Многие потом вспоминали, что учились распознавать буквы в раннем детстве – по Брокару.
Яркие этикетки с картинками, грамотная реклама и добротное качество продукции привели к тому, что предприятие процветало. Но Брокар вовсе не желал оставаться «мыльным королём». Он, потомственный парфюмер, с ранней юности готовился к иной карьере. Одеколоны и духи Брокара были хороши, но известность его как производителя дешёвых товаров для простонародья долго мешала ему. Приходилось прибегать к рекламным акциям.
На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года, проходившей в Москве на Ходынском поле, Брокар шокировал Москву, соорудив фонтан из своего хитового «Цветочного» одеколона. По свидетельству очевидцев, у фонтана собирались толпы народа, макающие в даровой парфюм платки, кашне, а некоторые, особо ретивые, – даже пиджаки. На выставке продукция товарищества «Брокар и К°» была удостоена Золотой медали. Но подлинной славы Брокар добился летом 1873 года, когда Москву посетила Её Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Александровна, Герцогиня Эдинбургская. В жизнеописании Брокара сказано: «Во время Высочайшего приема в Кремлевском дворце Генрих Афанасьевич Брокар имел счастье представляться Великой Княгине и, приветствуя августейшую гостью, лично поднес Ее Императорскому Высочеству букет цветов, составленный из роз, ландышей, фиалок, нарциссов и других душистых цветов, которые были необычайно искусно сделаны из воска, причем были отдушены соответствующими запахами. Этот букет производил полную иллюзию настоящих живых цветов и вызвал удивление всех, кто присутствовал на Высочайшем приеме. Её Императорское Высочество выразила свое удовольствие Генриху Афанасьевичу и благодарила его».
Марина Богданова
Если пудру, румяна и прочую декоративную косметику у нас производили и импортировали с незапамятных времён, то духи в России появились не так уж и давно. Доподлинно известно, что флакон духов на основе амбры был преподнесён иноземными послами царевне Софье. Однако по-настоящему активно пользоваться разнообразным парфюмом русские красавицы начали лишь в XIX веке.
Действительно, никакой информации о широком употреблении духов в России до XIX века нет. Собственно, в них практически не было смысла: душистая пудра, помады и притирания с отдушками и так создавали изрядный «парфюмерный шум». Только с XIX века у нас стали открываться первые фабрики по производству парфюмерии, хотя в Европе уже давным-давно были известны и одеколоны, и, собственно, духи.
Король русского парфюма
В 1843 году француз Альфонс Ралле (Альфонс Антонович, как значилось в паспорте) открыл в Хамовниках небольшую фабрику по производству стеариновых свечей. Дела у француза пошли в гору: хорошее качество продукции и разумная экономическая политика привели к тому, что крохотная фабрика разрослась до большого комплекса. И тогда Ралле смог позволить себе разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Он начал выпускать парфюмерию: одеколоны, помаду, духи, мыло.
Душистое сырьё привозили из Франции, к работе были привлечены лучшие парфюмеры – и результат не заставил себя ждать. Предприятие удостоилось чести стать поставщиком двора Его Императорского Величества, четырежды премировалось Гербом – что было высшей наградой для фирмы, как в СССР – «Знак качества».
К слову, чтобы фирма считалась официальным поставщиком двора, ей требовалось в течение 8–10 лет выполнять заказы двора, иметь безупречную репутацию и, разумеется, отличные отзывы от потребителей. Поставщик не мог позволить себе скандалов, связанных с внезапным снижением качества выпускаемой продукции. Звание давалось персонально владельцу фирмы, то есть при смене владельца требовалось доказать, что фирма осталась на прежнем высоком уровне.
Ралле стал королем парфюмерного рынка России, и вполне заслуженно. У фирмы «Ралле и К°» имелись свои пряно-ароматические плантации в России, а для производства флаконов в Москве специально был построен хрустальный завод (теперь на его территории располагается известный дизайн-завод «Флакон»). К тому же их духи и одеколоны, даже самые известные – «Царский вереск», «Фея роз», «Серебристый ландыш», «Букет Наполеона» (к 100-летию Бородинской битвы) и так далее – стоили недёшево, но вполне доступно для населения. В рекламных буклетах покупателям предлагалось «более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю». Именно фирме Ралле принадлежит изобретение такой актуальной для России новинки, как «зимние духи» или «духи для мехов». Они взаимодействовали с мехом, учитывая его естественный запах, и раскрывались на морозе особенными звенящими нотами. Помните, у Блока?
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов.
Скорее всего, юная красавица носила именно «Парфюм де фурор».
После революции всему этому великолепию пришёл конец. Национализированная фабрика стала Мыльно-парфюмерным заводом № 17 – и никаких духов там уже не производили: новому государству они были не нужны. Впоследствии фабрика короля российской парфюмерии была переименована – и теперь это фабрика «Свобода», действующая и по сей день.
Золотой век
Успех Ралле подействовал окрыляющее – и вскоре в России появилось сразу несколько конкурирующих компаний, занимающихся парфюмерией, тем более что на Западе новым парфюмерным компаниям пробиться было почти невозможно из-за слишком высокой конкуренции. До тонкости освоившие технологию и секреты производства, молодые и амбициозные специалисты приезжали сюда и состязались в изобретательности и изысканности. В России начался золотой век парфюмерной промышленности.
Новая отрасль становилась все более важной, к тому же поэтический Серебряный век был буквально помешан на ароматах – женщины кутались в них, оставляя за собой шлейф благоухания. Духами пропитывались и бумага для писем, и носовые платочки, и даже матерчатые пуговки на платье. Запах становился почти визитной карточкой – и фетишем.
Этикетки и рекламные плакаты для парфюмерной промышленности рисовали лучшие художники, улавливая требования общества и вместе с тем диктуя ему стиль жизни. Вдохновившись ароматом духов «Лила Флёри» фабрики «Виктории Регина», композитор Оскар Кнаубе написал популярнейший вальс «Лила Флёри».
Александр Остроумов, один из немногих русских парфюмеров и косметологов, открыл в те поры единственный в мире Институт врачебной косметики и выпустил целую книгу отзывов о своей продукции – все знаменитости театра и кино отметились у него, не скупясь на восторги. Адольф Сиу, прославленный на всю Россию кондитер, устроил у себя на производстве парфюмерный цех – экстра качества. Подарочные наборы Сиу – одна линейка шоколадных конфет и соответствующих духов, элитного мыла или одеколона – пользовались феноменальным успехом.
Бурно развивалась и химическая промышленность – в Петербурге с 1860 года действовала «Санкт-Петербургская химическая лаборатория», позже превратившаяся в фабрику «Северное сияние». Разработанные лабораторией и запущенные в продажу одеколоны «Тройной», «Красная гвоздика» и духи «Лесной ландыш» известны и сейчас.
Говоря о русской парфюмерии, невозможно не вспомнить Генриха Брокара. Запатентовав новый способ производства концентрированных духов, Брокар продал патент – и на вырученные деньги открыл собственное дело в России. Как и Ралле, он начинал с малого – поскольку парфюмерное предприятие серьёзного уровня требовало серьёзнейших капиталовложений.
В начале карьеры фабриканта Брокар занялся мыловарением, сделав ставку на самое дешёвое, «народное» мыло. Тут пришлось приложить всю свою смекалку, но в результате продукция Брокара стала желанным «городским гостинцем» для любой крестьянской семьи. За копейку – кусок мыла, а за три копейки – целый косметический набор в красивой коробке: мыло, пудру и помаду, предел желаний деревенских модниц.
Мыло-шар, зеленое мыло-огурец – в форме огурца и с соответствующим свежим запахом, детское мыло с выдавленными на брусочке буквами – вся эта продукция уходила буквально влёт. Многие потом вспоминали, что учились распознавать буквы в раннем детстве – по Брокару.
Яркие этикетки с картинками, грамотная реклама и добротное качество продукции привели к тому, что предприятие процветало. Но Брокар вовсе не желал оставаться «мыльным королём». Он, потомственный парфюмер, с ранней юности готовился к иной карьере. Одеколоны и духи Брокара были хороши, но известность его как производителя дешёвых товаров для простонародья долго мешала ему. Приходилось прибегать к рекламным акциям.
На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года, проходившей в Москве на Ходынском поле, Брокар шокировал Москву, соорудив фонтан из своего хитового «Цветочного» одеколона. По свидетельству очевидцев, у фонтана собирались толпы народа, макающие в даровой парфюм платки, кашне, а некоторые, особо ретивые, – даже пиджаки. На выставке продукция товарищества «Брокар и К°» была удостоена Золотой медали. Но подлинной славы Брокар добился летом 1873 года, когда Москву посетила Её Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Александровна, Герцогиня Эдинбургская. В жизнеописании Брокара сказано: «Во время Высочайшего приема в Кремлевском дворце Генрих Афанасьевич Брокар имел счастье представляться Великой Княгине и, приветствуя августейшую гостью, лично поднес Ее Императорскому Высочеству букет цветов, составленный из роз, ландышей, фиалок, нарциссов и других душистых цветов, которые были необычайно искусно сделаны из воска, причем были отдушены соответствующими запахами. Этот букет производил полную иллюзию настоящих живых цветов и вызвал удивление всех, кто присутствовал на Высочайшем приеме. Её Императорское Высочество выразила свое удовольствие Генриху Афанасьевичу и благодарила его».
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Я - Людмила