Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Рисуем сами и любуемся произведениями других художников
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Mila545 » Чт июл 09, 2020 10:00 am

Карл Брюллов "Автопортрет"
К. Брюллов. Автопортрет1.jpg
Карл Брюллов много писал воспитанниц графини и ее самой.

Портрет Джованнини Пачини
Портрет Джованины Пачини.jpg
Карл Брюллов. Всадница. Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой - Джованнины и Амацилии). 1832. Третьяковская галерея.jpg
Русский музей
Русский музей.jpg
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Lyudmila
Тысячник
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 7:25 am
Откуда: Украина

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Lyudmila » Чт июл 09, 2020 3:18 pm

Интересно, спасибо, Мила.
Я - Людмила....
------------------
"Память согревает человека изнутри. И в то же время рвет его на части."(Харуки Мураками )
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Mila545 » Вс июл 19, 2020 8:37 am

Вот, что я смогла найти в интернете

СТРУЙСКАЯ (ОЗЕРОВА) Александра Петровна (1754? год – 1840 год).
143014big.jpg
Крупная землевладелица, жена прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка Н. Е. СТРУЙСКОГО, поэта-неудачника и помещика-самодура.
Александра Петровна являлась дочерью помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии и приходилась дальней родственницей графу П.Х. Обольянинову - любимцу Павла I, занимавшему в годы его правления пост генерал-прокурора, который был женат на ее двоюродной сестре.
В конце 1771 года или в начале 1772 года 18-летняя Александра Озерова вышла замуж за Николая Еремеевича СТРУЙСКОГО, став его второй женой. Сегодня ее портрет висит в Третьяковке. Вскоре после свадьбы Николай Еремеевич заказал парные портреты (свой и своей молодой жены) Ф.С. Рокотову, с которым он был дружен.
Эти портреты стали настоящей жемчужиной в творческом наследии великого русского художника. Особенно поражает своей величавостью и грациозностью портрет А.П. СТРУЙСКОЙ, о которой так ярко и проникновенно позднее в стихотворении «Портрет» (1953 год) написал поэт Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Молодые супруги поселились в Рузаевке, имении, расположенном в 30 верстах от Саранска, которое еще в 1757 году купил отец Н.Е. СТРУЙСКОГО. Тогда же началось и возведение дворца в Рузаевке, но помешало пугачевское восстание. Пугачев по пути из Саранска на Пензу проходил и через Рузаевку. Во время бунта, «бессмысленного и беспощадного», погибли сородичи Н.Е. СТРУЙСКОГО. В Самарской и Саратовской губерниях крестьяне казнили двух его дядей. И Николай Еремеевич негаданно стал богачом, собрав в своих руках все владения рода. В его распоряжении оказалось более1200 душ крепостных крестьян мужского пола. Владения СТРУЙСКИХ тянулись почти на 30 верст в окружности. Были у них имения и в других губерниях – в Симбирской, Оренбургской и Казанской. В Козьмодемьянском уезде в ходе Генерального межевания из присурских земель Акпарсовой сотни в пользу СТРУЙСКИХ было отрезано 12460 десятин земель, в том числе пашни – 502, леса -11789 десятин и 169 десятин неудобных мест. Всего в конце XVIII века за ними числилось более 2700 крестьян мужского пола.
В отличие от своего странного во всех смыслах супруга, Александра Петровна была «женщина совсем других склонностей и характера; тверда, благоразумна, осторожна, она соединяла с самым хорошим смыслом приятные краски городского общежития, живала в Петербурге и в Москве, любила людей, особенно привязавшись к кому-либо дружеством, сохраняла все малейшие отношения с разборчивостью прямо примерной в наше время. Дома в деревне строгая хозяйка и мастерица своего дела; в городе не скряга, напротив, щедра и расточительна». Она пережила мужа более чем на 40 лет и умерла в 1840 году. После ее смерти принадлежавшее ей имущество было поделено между наследниками.
Прожив в браке без малого четверть века, А.П. и Н.Е. СТРУЙСКИЕ имели 18 детей, но лишь восемь из них смогли дожить до совершеннолетия:
Юрий (1774 год - ?);
Петр (ок. 1780 года - 8.11.1845 год), уездный предводитель дворянства;
Леонтий (1783 год - 3.10.1823 год), умерший в ссылке в Тобольске;
Александр (ок. 1787 года -2.07.1834 год), полковник, Георгиевский кавалер и Евграф (1789 год – 27.06.1841 год), подполковник, - участники Отечественной войны 1812 года.
Кроме сыновей, в семье СТРУЙСКИХ было три дочери:
Маргарита (ок. 1778 года - 2.10.1858 год), переводчица, из всех детей наиболее близка к отцу;
Надежда (1786 год - ?) и
Екатерина (1792 год - ?).
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Львица.
Тысячник
Сообщения: 14040
Зарегистрирован: Ср дек 28, 2011 5:04 pm

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Львица. » Вт сен 01, 2020 7:01 am

утро.jpg
История девушки с картины советской художницы Татьяны Яблонской «Утро»

Яблонская написала свою старшую дочь, Лену, ей тогда было 13. Писала в своей киевской квартире. Да, комната кажется огромной, но на самом деле это была коммуналка. А родилась Лена 24 июля 1941 года. За месяц до этого, Яблонская и ее муж Сергей Отрощенко закончили Киевский художественный институт. Сергей сразу ушел на фронт, он и просил назвать будущую дочку Леной, Аленой. Остался цел, вернулся, но с Яблонской они вскоре развелись. Яблонская вообще прожила огромную жизнь. Она родилась в феврале 1917, а умерла в 2005, в том же Киеве.

Репродукцию «Утра» напечатал «Огонек». По всей стране ее вырезали из журнала и вешали на стены. Она висела и у казахского мальчика Арсена, тот буквально влюбился в девчонку с косой. А когда вырос, Арсен Бейсембинов двинул в Москву и поступил в Строгановское училище. Там завязался роман с однокурсницей. Арсен уговорил ее поехать летом к нему, в Алма-Ату. Здесь однокурсница увидела на стене маленькую репродукцию и призналась: это она. Да, Лена, та длинноногая девочка, тоже поступила в Строгановское, она не хотела учиться в родном Киеве, чтобы не подозревали в блате. И Арсен женился на девочке с картины, в которую был влюблен с детства, сюжет! Более того, Лена переехала к мужу в Алма-Ату, стала Бейсембиновой. Она работала мультипликатором, иллюстрировала книги, делала гобелены, там живет до сих пор. У них родился сын Зангар, тоже стал художником. Есть внуки и правнуки. (с)
**************
Валюша.
Мир приходит к тебе таким, каким он исходит от тебя. Ошо.
Аватара пользователя
Леля
Тысячник
Сообщения: 2259
Зарегистрирован: Чт дек 11, 2014 9:17 am
Откуда: Россия

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Леля » Вт сен 01, 2020 1:03 pm

Случается же такое! Чудо...жизненное!
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Mila545 » Пт окт 02, 2020 9:55 am

Зинаида Юсупова
Зинаида Юсупова.jpg
В.А. Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902 г.

Богатейшая российская наследница, последняя из рода Юсуповых, княжна Зинаида была невероятно хороша собой, и, несмотря на то что ее расположения добивались в числе прочих августейшие особы, замуж она хотела выйти по любви. Желание свое она осуществила: замужество было счастливым и принесло двоих сыновей. Юсупова много времени и сил тратила на благотворительную деятельность, причем после революции продолжила ее и в эмиграции. Любимый старший сын погиб на дуэли, когда княгине было 47 лет, и она с трудом перенесла эту утрату. С началом волнений Юсуповы покинули Петербург и поселились в Риме, а после смерти супруга княгиня переехала к сыну в Париж, где и провела остаток своих дней.
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Mila545 » Вт май 04, 2021 3:26 pm

История портрета: Федерико де Мадрасо (Federico de Madrazo y Kuntz),"Амалия де Льяно-и-Дотрес, графиня Вильчес"

155443937_179109020_1989048687913811_3328421446512740931_n.jpg
Испанский художник Федерико де Мадрасо (Federico de Madrazo y Kuntz),"Амалия де Льяно-и-Дотрес, графиня Вильчес", 1853 г.,Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Очень часто встречался мне в интернете этот красивый портрет.С полотна смотрят на нас смеющиеся проницательные глаза. Лицо женщины нежное и открытое. Совсем незаметная улыбка придаёт лицу особенную прелесть. Красивое голубое платье подчёркивает округлость плеч и создаёт особенный яркий колорит всей картины. Поза женщины непринуждённая и расслабленная. Кажется,что это вам она улыбается.
Красиво выписаны детали. Веер, который она держит в руке, браслет, накидка, обивка кресла-все детали подчёркивают весёлый нрав, открытость и непосредственность.
Портрет был создан с отчетливо французской атмосферой, хорошо сочетающейся с элегантностью модели, этому Мадрасо научился во время обучения в Париже у Энгра.
Поза дамы передает вдохновение вне испанской традиции. Кокетлива, старательно небрежна, что придает работе изящное движение. Освещение, используемое Madrazo, выделяет белизну женской кожи на темном фоне, подчеркивая цвет. Тонкость некоторых жестов модели, нежность удерживания веера, почти незаметное прикосновение ее пальцев к овальному лицу или милая улыбка, отраженная в ее соблазнительном взгляде, - все это подчеркивает великолепие этого портрета.

Смотрит на художника модель,
и во взгляде - торжество, нет грусти,
легкомысленности канитель
иль оттенок подлинного чувства.

Как она юна и хороша
в бальном декольте! И шелк струится,
голубые складки, а душа,
любит и смеется, и стремится.

Сколько можно взглядом передать!
Миллион оттенков и нюансов!
Кисть вздохнула: "Очень молода!
И достойна стансов и романсов!"

(У. Мисосупова)

В Мадриде Федерико Мадрасо получил от королевы Изабеллы II должность придворного художника.
В 1860 году Мадрасо был назначен директором музея Прадо и президентом Академии имени св. Фердинанда.
В 1846 году Мадрасо был удостоен ордена Почётного легиона.
Творческое наследие Федерико Мадрасо включает многочисленные портреты испанской знати, исторические и религиозные полотна.

источник:Эмма Низковских для Эрмитаж
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Mila545 » Чт июл 29, 2021 6:25 pm

Эту девочку с картины Петрова-Водкина вы, скорее всего, видели уже взрослой: но кто же она?

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. У художника Кузьмы Петрова-Водкина есть портрет девочки, которая сидит на стуле и держит в руках куклу. В названии картины приведено ее имя - Татуля. То есть - Тата, довольно популярный в первой половине ХХ века домашний вариант имени Татьяна. Особенно распространено было такое уменьшительное прозвание в Ленинграде.

Эту девочку, когда она стала взрослой, видели, можно сказать, все жители СССР. Да и сейчас есть множество таких людей, я в том числе.
150701003506.jpeg
Кузьма Петров-Водкин "Девочка с куклой (Портрет Татули)"

А все потому, что эта Татуля стала потом актрисой Татьяной Пилецкой, которая в 50-е годы и позже довольно активно снималась в кино. Самой известной ее ролью стала Таня Огнева в фильме "Разные судьбы". Эту картину до сих пор показывают по телевизору. Во всяком случае, я видела ее именно там.
bp.jpeg
Татьяна выросла красавицей, притом красота ее была холодноватая, аристократическая. Ее отец был немцем, его звали Лев Людвиг Эрих Мария Урлауб, и он много претерпел за свое немецкое происхождение в 30-е и особенно 40-е годы. Пилецкая - это фамилия Татьяны по первому мужу.
17921-entry-25-1573156609.jpg
Кузьма Петров-Водкин "Тревога"
Отец Таты дружил с художником Кузьмой Петровым-Водкиным. Мужчины познакомились случайно, в электричке, но эта мимолетная встреча стала основанием крепкой дружбы. Петров-Водкин изобразил Льва Урлауба на своей знаменитой картине "Тревога". Это его мы видим со спины, вглядывающегося в окно. Когда говорят, что спина может быть очень выразительной, перед нами как раз тот случай.

Кузьма Петров-Водкин был крестным отцом Тани. Он также первым заметил способности девочки к танцам и посоветовал родителям отдать ее в балет. И действительно, так и случилось. Тата поступила в знаменитое Вагановское балетное училище в Ленинграде.
Pil.jpg
Алексей Пахомов "Юная балерина", Ломоносовский фарфоровый завод, 1950. Русский музей.
Тут ее увидел другой художник - скульптор Алексей Пахомов, которому Ломоносовский фарфоровый завод заказал сделать фигурку юной балерины. В качестве модели он выбрал именно Тату. Он изобразил ее в изящной позе, завязывающей ленту на балетке. Эта фарфоровая статуэтка вышла в массовый тираж и продавалась в двух вариантах - в розовом и голубом цветах платья.

Когда Таня была еще школьницей, началась война, и семью (из-за немецкой национальности) выслали из Ленинграда. Окончить училище она смогла в 1945 году, но жила в это время уже одна, так как родители оставались в ссылке еще 11 лет.
0_6a6a0_17e58636_xxxl.jpg
Татьяна Пилецкая в одной из ролей
Первым фильмом, где Татьяна снялась, был фильм "Солистка балета", но ее имени нет даже в титрах, поскольку она там мелькает а крохотном эпизоде. Это было в 1946 году. Однако ее красоту и артистизм заметили и пригласили в следующем году даже в два фильма - "Пирогов" и "Золушка".

Татьяна Пилецкая продолжает сниматься и сейчас. Последняя ее роль - в фильме "Северный ветер" Ренаты Литвиновой. Он сыграла Вечную Алису. Я смотрела ее интервью об этих съемках. Татьяне Львовне сейчас 92 года, она выглядит прекрасно! Отлично модулированный голос, ничего старческого нет вообще. Умная, энергичная, интеллигентная женщина. Я потрясена.
nk7Mg.jpg
https://zen.yandex.ru/media/lichop/etu- ... mpaign=dbr
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Mila545 » Сб июл 31, 2021 2:44 pm

Эта девочка, похожая на куклу, стала всемирно известной и любимой миллионами: кто же она?

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В 1894 году любящие родители заказали художнику Дугласу Коннаху портрет своей 4-летней дочери. Он написал девочку сидящей в старинном кресле в нарядном белом платьице с широким розовым поясом. Ее ножки в золоченых туфельках не достают еще до пола. Девочка выглядит абсолютно как кукла, какими их делали в XIX веке - с длинными вьющимися белокурыми волосами, большими синими глазами. Поза девочки неловка, совсем не видно шеи.
Agatha_Christie_by_Douglas_John_Connah.jpg

Дуглас Джон Коннах. "Портрет Агаты Миллер" (1894).
Она выглядит слишком серьезной. Лицо игрушечной куклы, которую малышка прижимает к себе, даже более симпатично, чем ее лицо. Я бы не назвала портрет удачным.

Девочку звали Агата Мэри Кларисса Миллер, но, став взрослой, она прославилась на весь мир под другой фамилией, по первому мужу. Страшно сказать, сколько хладнокровных убийств она совершила руками разных людей - мужчин, женщин и даже детей. Каждое такое убийство она же сама и расследовала, притом опять-таки чужими руками. И снискала за это мировую славу и всеобщую любовь.

Не буду делать таинственное лицо, все поняли, что речь идет об Агате Кристи, королеве детектива.

Она получила хорошее домашнее образование, к тому же природная любознательность толкала ее к самообразованию. Еще будучи девочкой, Агата была очень начитана. Родители дали ей и прекрасное воспитание, в результате она стала настоящей леди в том смысле слова, который выходит за рамки простого обозначения титула. Впрочем, титул она потом тоже получила.

Те, кто читали ее толстенную "Автобиографию", должно быть, как и я, были поражены тем, как спокойно, легко и с юмором она описала свою жизнь. Эти описания так живы, что после прочтения остается ощущение, что ты посмотрел качественный английский сериал производства ВВС.
f5d4c5505207730f9069e1de0cb56d84.jpg
Агата Кристи.
Помимо событий своей жизни Агата показала, как шло ее духовное становление, как развивалась ее фантазия, и становится понятно, почему Пуаро - именно такой Пуаро, а мисс Марпл - именно такая мисс Марпл. Они - органичное продолжение самой Агаты. Она была, повторю еще раз - ЛЕДИ. Безупречная порядочность, доброта, умение сочувствовать людям, входить в их обстоятельства, притом максимально деликатно, чтобы никто не был ущемлен, оскорблен, унижен - вот качества истинной леди, и они были присущи Агате Кристи.

Может быть, поэтому так приятно читать ее книги, невзирая на обилие трупов в них?
img19.jpg
Ведь за всем этим таится личность автора, а в данном случае это была такая личность, которая горой стояла за справедливость и торжество правды. Читая Агату Кристи, мы знаем, что, как бы изощренно злодеи не пытались скрыть свои темные делишки, острый ум Эркюля Пуаро или мисс Марпл все равно осветит самые темные уголки и вытащит правду наружу. Невинный не будет наказан. Злодей же получит по заслугам.

https://zen.yandex.ru/media/lichop/eta- ... mpaign=dbr
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Mila545 » Ср авг 11, 2021 2:50 pm

Кто такая Софонисба, и почему ее любили изображать художники именно XVII-XVIII веков?

Те, кто интересуется искусством XVII-XVIII веков, не могут не обратить внимание на то, что образ некоей Софонисбы, принимающей чашу с ядом, встречается в этот период у многих художников.
Особенно он был популярен во времена Рембрандта, и это поветрие не обошло и его. В картине самого ван Рейна мы видим пышноволосую даму довольно обширного охвата, похоже, беременную, которой коленопреклоненный юный слуга протягивает красивый бокал. А в нем-то яд!
scale_1200 (8).png
Рембрандт ван Рейн "Софонисба принимает чашу с ядом"

Эта дама и есть Софонисба, она богато одета и явно образованна, так как сидит за столом, на котором лежит раскрытая книга. Ее, похоже, оторвали от чтения, когда принесли яд в бокале. Лицо женщины при этом не выражает никакого страха или отчаяния, она совершенно спокойна, на губах - легкая улыбка. Разве что во взгляде есть некая озадаченность.

На картине С. Конинга тот же сюжет передан несколько иначе. Софонисба и тут - дородная дама в дорогом платье (прекрасно передана игра атласной ткани). Чаша с ядом выглядит еще более роскошной, а сама Софонисба выражает всем своим видом удивление от неожиданного предложения.
scale_1200 (9).png
Саломон Конинг "Софонисба принимает чашу с ядом"
Зато на картине Вуэ она совершенно спокойна.

Так что за история такая с Софонисбой? О ней писали разные римские историки, особенно подробно - Тит Ливий. Похоже, их поражало то, как эта женщина встретила свою смерть - в истинно римском духе, даром, что она была карфагенянкой. А интерес к ней в XVII веке был связан, видимо, с тем, что с развитием книгопечатания стали издавать не только Библию и прочие религиозные тексты, но и светскую литературу, в частности, работы греческих и римских авторов.

"История" Ливия читалась как увлекательная литература, ну, что-то типа нынешних детективов. Наиболее впечатляющие сюжеты художники брали на вооружение.
scale_1200 (10).png
Симон Вуэ "Софонисба. Прием отравленной чаши"

Каждый живописец находил свою трактовку ситуации и образа героини. Поэтому так интересно смотреть на работы разных художников, посвященные одной теме.

Итак, карфагенская аристократка Софонисба была выдана замуж за западно-нумидийского царя Сифакса, хотя в нее был влюблен друг детства Масинисса, который потом стал восточно-нумидийским царем. Когда отец девушки отказал ему, в гневе Масинисса переметнулся к римлянам. А как раз шла война с ними. В ходе этой войны Сифакс сперва был на стороне римлян, а потом выступил против них и, после проигранной битвы, попал в плен.
scale_1200 (11).png
Маттиа Прети "Смерть Софонисбы"

В это время Софонисба случайно встретила Масиниссу и умолила его спасти ее от римского плена. Друг детства решил, что спасти ее может только брак с ним. Так она стала его женой. Ее первый муж, Сифакс, в это время был, как уже сказано, в плену, и, узнав о новом замужестве своей жены, решил отомстить. Он оклеветал ее, заявив, что изменил римлянам по ее науськиванию. Более того - он посеял в душе Сципиона сомнения в Мисиниссе, сказав, что теперь коварная женщина начнет склонять и его к измене.

Тогда римский полководец решил избавиться от Софонисбы, вызвал к себе Мисиниссу и заявил, что Софонисба - все равно жена Сифакса и, как часть его имущества, тоже отходит в собственность Рима. Мисинисса, зная, что она ни за что не согласится стать пленницей римлян, послал ей с рабом чашу с ядом и поставил перед дилеммой - либо умереть, либо потерять свободу. Выбор был за самой Софонисбой, и она сделала его, осушив чашу до дна.
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Агнесса
Форумчанин
Сообщения: 833
Зарегистрирован: Сб фев 01, 2020 12:02 am
Откуда: Иллинойс (США)
Контактная информация:

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Агнесса » Пт окт 08, 2021 12:38 am

Mila545 писал(а): Вт июл 07, 2020 7:42 am Джованина и Амацилия Пачини

Карл Брюллов, «Всадница», 1832 г.


«Всадница» Брюллова — блистательный парадный портрет, в котором роскошно все: и яркость красок, и пышность драпировок, и красота моделей. На нем изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая Джованина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца. Картину Карлу Брюллову — своему многолетнему возлюбленному — заказала их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России и наследница колоссального состояния. Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое. Но получилось так, что к старости она практически разорилась, и тогда приемные дочери Джованина и Амацилия через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.
«ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ»
В 1875 году, в обстановке бедности, близкой к нищете, в Париже умирала бездетная и капризная старуха, жившая только воспоминаниями о том, что было и что умрет вместе с нею. Ни миланским, ни петербургским родичам, казалось, не было дела до одинокой женщины, когда-то промелькнувшей на русском небосклоне "как беззаконная комета в кругу расчисленных светил". Это была графиня Юлия Павловна Самойлова.
Она была звездой высшего света России. Её предками были Воронцовы, Потемкины, Скваронские. Она была в родстве с императрицей Екатериной I, женой Петра Великого. Ею восхищались «Красива, умна, прелестна, обворожительно любезна». Александр Пушкин посвятил ей стихотворение «Красавица»:

Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сияньи исчезает.
Куда бы ты не поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце не питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно.
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Она блистала в свете, кружила головы, но замуж не торопилась. Ходил слух, что графиня состояла в связи с большим ценителем женской красоты императором Александром I. Будто бы он и настоял, чтобы наша героиня Юлия Пален вышла замуж за сватовшегося к ней графа Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютанта императора. Он был хорош собой и сказочно богат. Но их брак был неудачен, через несколько месяцев они решили расстаться, причем муж благородно вернул приданое жене. Говорили, что он любил другую и на брак с Юлией его вынудили. Юлия Самойлова часто влюблялась, вступая в отношения более близкие, чем было позволено в ту эпоху женщине, желавшей слыть почтенной и добродетельной. Но ей было совершенно все равно, что о ней говорят за глаза. Вызовом обществу было и то, что объектами её страсти становились исключительно люди творческих профессий: оперные певцы, актеры, композиторы, художники, люди незнатные и чаще всего бедные. Графиня их щедро поддерживала, но роль мецената её не удовлетворяла. Её душа жаждала восторга и преклонения перед настоящим гением. Она считала своим предназначением бросить свою жизнь, всю аристократическую гордость к ногам того, кто ниже ее по происхождению, но много выше по дарованиям. Императора Николая I раздражала её восхищение женами декабристов и запредельная роскошь особняка в имении Графская Славянка, который затмевал его дворец в Павловске, и устраиваемая там праздность. Он предложил ей продать имение в казну, но она отказалась, дерзко сказав: «Ваше величество, мои гости ездят не в Славянку, а лишь ради того, чтобы видеть меня, и где бы я не появилась, ко мне ездить не перестанут».
От лица императора ей посоветовали не забывать о сдержанности или покинуть страну. Она выбрала второе и уехала в Италию. Там и произошла встреча с тем, кого она впоследствии, несмотря на множество других увлечений, любила до конца жизни. Её избранником стал знаменитый художник Карл Брюллов. Их первая встреча произошла на балу у князя Голицына, русского посланника в Италии. Перед тем как представить графиню художнику, хозяин дома предупредил 28-летнего Брюллова: «Бойтесь её Карл! Эта женщина непохожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Но я согласен и согласитесь вы: от неё можно сойти с ума». Лишь десяток фраз позволил графине сделать из Карла своего преданного поклонника. Да и Карл очень понравился графине. Среди русских, живших в Италии, он слыл оригиналом не меньше, чем графиня: отказывался рисовать портреты, даже когда ему обещали две цены за картину, и при этом мог, увидев красавицу, притулиться в сторонке и создать портрет, от которого были в восторге все, или оставить его незаконченным. Когда же спустя время предмет сиюминутного обожания молил о том, чтобы картина была закончена, он отвечал: «Нет любви – нет и картины». «Брюллов меня бесит, - писала о нем княгиня Долгорукая. – Я его просила прийти ко мне, я стучалась к нему в мастерскую, но он не показался… Вчера я думала застать его у князя Гагарина, но он не пришел. Это оригинал, для которого не существует доводов рассудка». Графиня Самойлова никогда не просила его прийти. Она сама пришла к нему в его римскую мастерскую, когда он работал над «Последним днем Помпеи». Это произошло в 1830 году. Она хотела стать натурщицей для центральной фигуры композиции картины. Появление графини обернулось трагедией. Одна из натурщиц художника, француженка Аделаида Демулен, покончила с собой, так как была страстно влюблена в него.
Графиня Юлия Самойлова и художник Карл Брюллов совпали как две половинки яблока. Она явила собой тот идеал красоты, который художник создал в своем воображении и воплощал в своих полотнах, не надеясь видеть во плоти. Картины «Итальянский полдень» и «Итальянское утро» были созданы им до встречи с Самойловой, но все исследователи творчества Брюллова считали , что они написаны с неё. Юлия Самойлова стала его музой и вдохновительницей двух главных его полотен – «Всадницы» и «Последнего дня Помпеи». «Всадницу» она ему заказала, а на многофигурном «Последнем дне Помпеи» прекрасное лицо Самойловой запечатлено несколько раз. Речисто признаваться в любви Брюллов не умел. Его признанием стали картины. Брюллов любил в ней прекрасную женщину и уважал её ум, сильную, страстную, смелую и щедрую натуру. «Венец мироздания — женщина», — сказал однажды Брюллов. На всех светских вечеринках судачили, что Карл Брюллов - известный всему Риму дамский угодник – навсегда прирос к одной-единственной женщине.
Аватара пользователя
Агнесса
Форумчанин
Сообщения: 833
Зарегистрирован: Сб фев 01, 2020 12:02 am
Откуда: Иллинойс (США)
Контактная информация:

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Агнесса » Пт окт 08, 2021 12:44 am

Твои глаза – как два тумана.
Полуулыбка, полуплач,
Твои глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок:
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Твои прекрасные глаза. (Н. Заболоцкий)

Послания Юлии Самойловой к своему Бришке сохранившиеся до наших дней полны нежности: «Мой дружка Бришка…. Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена». «Я поручаю себя твоей дружбе, которая для меня более, чем драгоценна, и повторяю тебе, что никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя так, как твоя верная подруга Юлия Самойлова». Их отношения вызывали удивление: они были вроде бы вместе, и при этом на личную свободу друг друга никто из них не посягал. На вопросы об их взаимоотношениях Юлия отвечала так: «Между мною и великим Карлом ничего не делалось по вашим правилам… Правила могли существовать для всех, только не для нас». Она рассказывала Карлу о своих интрижках и просила его рассказывать о своих увлечениях.

Юлия была сторонницей свободной любви, без клятв и обещаний. Лишь однажды она призналась брату Карла, Александру, что они с Бришкой страстно хотели соединить свои жизни, но помешали обстоятельства. Этим обстоятельством было неожиданное, похожее на вспышку безумия увлечение Карла Брюллова юной красавицей Эмилией Тимм. Она была полной противоположностью Юлии Самойловой: белокожая, хрупкая, юная, невинная. Её портрет работы Брюллова мы можем увидеть в Третьяковской галерее. Встретились они в России, когда в зените своей славы Брюллов приехал писать картину на историческую тему: «Осада Пскова», но она так и осталась незаконченной. Он не собирался свататься, но родители Эмилии проявили активность и он, проявив малодушие, пошел у них на поводу. Ему было 39, Эмилии – 19. Отец предложил молодым жить вместе с ними. Неожиданная свадьба Карла и последовавший за этим скандал потрясли петербургское общество. Венчание состоялось 27 января 1839 года, а уже 8 марта Карл потребовал раз-вода. Родственники объяснили причину развода тем, что Карл – пьяница. Истинная же причина крылась в том, что любовником жены Карла Эмилии был и после свадьбы её отец, Федор Тимм. Карл писал: «Я так сильно чувствовал свое несчастье, свой позор, разрушение моих надежд на домашнее счастье…что боялся сойти с ума». Таким и застала его Юлия Самойлова, приехавшая в Россию по делам наследства, но она сумела его выходить. Никогда не дано будет ему испытать это слитное чувство восторга и вместе верной, почти мужской дружественности, которое дарила ему графиня! Она сообщила, что тоже выходит замуж. Художник вновь упросил её позировать и написал для неё картину «Графиня Юлия Самойлова, удаляющаяся с бала», - подарок к её свадьбе. Самойлова продала имение «Графская Славянка» и все своё недвижимое имущество в России и переехала в Италию. Во время их последней встречи Карл с трудом совладал с желанием броситься перед ней на колени и просить остаться. Лукавый взгляд черных глаз графини удерживал его – он понимал, что она никогда не будет принадлежать ему одному. Её новым избранником стал молодой оперный певец Джованни Пери. Джованни был болен чахоткой, но графиня надеялась, что он проживет с ней еще несколько лет. Он же прожил всего год после свадьбы. С Брюлловым больше не встречалась, хотя он тоже вскоре приехал в Италию – умирать. Он с детства был болезненным и слабым, до 7 лет не вставал с постели. 23 июня 1852 года в возрасте 53 лет он скончался и был похоронен в Риме на кладбище Монте-Тестаччо. Юлия Самойлова была в тот момент в Париже и не приехала проводить друга в последний путь, ограничилась письмом с соболезнованиями его брату. Она пережила своего кумира на четверть века. После смерти Брюллова она дважды побывала замужем, но оба раза неудачно. Мужья умудрились промотать все её огромное состояние. О том, что она продолжала его любить, знакомые судили по тому, что, даже потеряв все своё состояние и распродав все коллекции, Юлия Павловна не пожелала расстаться только с работами Брюллова, даже в самые тяжелые годы своей жизни. Она считала того, "которого так любила и которым, так восхищалась... одним из величайших когда-либо существовавших гениев".

Пора любви, пора стихов
Не одновременно приходят...
Зажжется стих — молчит любовь,
Придет любовь — стихи уходят.
Зачем, когда моя мечта
Любимый образ представляла,
Молчали мертвые уста
И память рифм не открывала?
Нет! Я любил ее без слов,
Я говорил о ней слезами...
Поверьте, звучными стихами
Не выражается любовь...
Как память сладкого страданья,
Стихи вослед любви идут
И, как могилы, берегут
Одни воспоминанья!
Борис Пастернак
Самойлова Юлия.JPG
—---------—
🎨 Художник Митуар, Бенуа-Шарль, 1825 год
Государственный Эрмитаж
Аватара пользователя
Lyudmila
Тысячник
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 7:25 am
Откуда: Украина

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Lyudmila » Вт дек 07, 2021 5:01 pm

"Спаситель" - картина сэра Эдвина Генри Лансдира. Написана в 1851 году.
Ландсидир Спаситель.JPG
Картина основана на реальной истории – английское торгово-пассажирское судно потерпело кораблекрушение, многие люди погибли, поскольку были смыты волнами в океан.

Путешествовавшая на судне семья оказалась разделена – родители спаслись на шлюпке, а их дочь пропала и считалась погибшей.
Однако это оказалось не так. Преданный девочке пес бросился за ней в водоворот, поймал ребенка и доплыл до берега. Кто-то из местных жителей взял ребенка к себе, и собака несколько лет жила подле девочки, не покидая ее, пока не были найдены настоящие родители.

Подвиг этого животного стал одной из самых прекрасных легенд о ньюфаундлендах, как самых добрых и отважных собаках на планете."

Материал взят - Живопись, графика, художественное фото
Я - Людмила....
------------------
"Память согревает человека изнутри. И в то же время рвет его на части."(Харуки Мураками )
Аватара пользователя
Mellis
Тысячник
Сообщения: 3239
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2012 5:46 pm
Контактная информация:

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Mellis » Вт дек 07, 2021 5:39 pm

Mila545 писал(а): Пт окт 02, 2020 9:55 am замужество было счастливым и принесло двоих сыновей. Юсупова много времени и сил тратила на благотворительную деятельность, причем после революции продолжила ее и в эмиграции. Любимый старший сын погиб на дуэли, когда княгине было 47 лет, и она с трудом перенесла эту утрату.
Тогда ходило поверье, что род Юсуповых проклят. До 26-ти шести лет доживал лишь один наследник. Юсупова знала об этом проклятье и долгие годы боялась за своих сыновей, надеясь на лучшее. Но не судьба...Старший сын погиб в возрасте 25 лет.

Также Зинаида Юсупова публично подвергала резкой критике императрицу Александру Федоровну (жена последнего императора), да и обоих супругов, за связь с Распутиным. Ее младший сын Феликс и был тем, кто первый выстрелил в Распутина.

Спасибо, девочки за интересные истории!
Светлана
Аватара пользователя
Наталья
Тысячник
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: Чт июл 05, 2018 3:12 am
Откуда: Киев, Украина

Re: Судьбы тех, кто смотрит на нас с холстов

Сообщение Наталья » Вт дек 07, 2021 6:40 pm

Любимая моя тема! Спасибо!
Наташа.
---------------------------
Любить меня не надо. На уважение надеюсь.
Ответить

Вернуться в «Живопись»