Милостыня

форум о религиях (христианской, католической, мусульманской и пр.)
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пт июн 15, 2012 7:22 am

NOVA
Даже то,как мы сейчас рассказываем, обсуждаем, оцениваем свои деяния и других, порой даже излишне превознося их значимость , - это ли не наше тщеславие и гордыня?
Не согласна с тобой: пишем, рассказываем - потому что тема открыта, а не потому, чтобы полюбоваться лишний раз своим благородством и широтой души...

А осознание человеком, что он сотворил пусть маленькое, но добро - это ли не показатель присутствия в его душе бога?

Мне понравился рассказ, приведенный Ниной
И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
-

чтобы понять, на что ты способен, нужно иметь возможность
поупражняться
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пт июн 15, 2012 7:23 am

Nina

Ниночка, мне очень понравился рассказ!
Спасибо!
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Любимая

Сообщение Любимая » Пт июн 15, 2012 7:54 pm

Вот попало на глаза и слёзы тут же. Сентиментальность?
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
Из стихотворения "Нищий" (1830) М. Ю. Лермонтова (1814-1841), которое поэт написал во время своего пребывания в Сергиевом Посаде.
Об обстоятельствах создания этого стихотворения рассказывает в своих "Записках" современница и знакомая поэта Е. А. Сушкова. Однажды Лермонтов с группой молодежи отправился пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру (в Сергиевом Посаде, в 70 км от Москвы. - Сост.). "На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: "Пошли вам бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!"
Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья,
Бессильный, бледный и худой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою!"
В современной редакции третья строка этого стихотворения изменена - обычно печатается: "Бедняк иссохший, чуть живой". Иносказательно об обманутых надеждах, ожиданиях.
Юлия

Сообщение Юлия » Пт июн 15, 2012 8:25 pm

Ну, тут я не совсем согласна. 1 канал телевидения регулярно проводит акции: собирает деньги на лечение больных детей. Наверно, все это слышали в программах новостей: надо послать СМС на определенный номер, и с вашего счета 75 рублей пойдут на помощь детишкам. Телевизионщики регулярно отчитываются, показывают этих детишек. И рассказывают, что откликнулись миллионы людей. То есть они посылали помощь неизвестно какому ребенку, не претендуя при этом ни на какую выгоду для себя, просто по зову сердца. Я тоже много раз посылала эти СМС.
Конечно, это обязанность государства - помогать таким детям. Но радует то, что в России так много отзывчивых людей.
Nina

Сообщение Nina » Вт июн 19, 2012 4:58 am

Мне кажется, что человеку, просящему милостыню, абсолютно все равно, что испытывает человек , подающий ему. Сострадание, жалость, самолюбование. Для него важен сам факт.
Вот что я прочитала у Рубена Гальего (о его книге "Белое на черном" я писала в теме "книги"):

Перечислять деньги готовы многие. Часто можно читать или видеть по телевизору, как люди становятся в очередь, чтобы перечислить деньги или передать теплые вещи. И это здорово. Только нет очередей перед домами престарелых, нет очередей перед детскими домами или тюрьмами. Страх непосредственного контакта с чужой болью и немощью пересиливает самые благородные порывы. Первобытный страх заразиться проказой от прокаженного, старостью от старика или физической немощью от инвалида пока пересиливает все.

Но не только страх заразиться. Сильнее страха, больше диких предрассудков давит подспудное понимание бессилия. Горя на земле слишком много, а желающих помочь слишком мало. Необоснованный суеверный страх объединяется с обоснованным научно, статистически выверенным правилом: если я раздам каждому бездомному по доллару, то бездомные не перестанут быть бездомными, а я окажусь на улице. Если миллионам пожилых людей на свете не хватает тепла и заботы собственных детей, то никто и ниоткуда не придет и не поможет. Упрямая статистика твердит, что уход за пожилым человеком или больным ребенком - слишком дорогая вещь. Дорогая вещь во всех смыслах. Сколько бы денег ни перечислили добрые дяди и тети, их все равно не хватит даже на минимальную надбавку к зарплатам нянечек.

А вот еще отрывок из его книги "Белое на черном"

Я лежал в саду. Садом мы называли несколько яблонь, росших возле здания детдома. Ползти до сада мне пришлось долго, я устал и лежал на спине, отдыхая. Все ходячие были далеко, может, смотрели в клубе кино, может их повели куда-то - не помню. Я лежал и ждал, что какое-нибудь яблоко упадет недалеко от меня. Но повезло мне гораздо больше.
Сухощавая старушка лезла через забор. Забор был двухметровый, но бабушку это не остановило. Она быстро спрыгнула с него, огляделась по сторонам и подошла ко мне. Деловито оглядев мои руки и ноги, она недоверчиво спросила: "Сирота, небось?". Я кивнул. Такого везения она не ожидала, скрюченные ноги и руки, да к тому же и сирота. Она поставила на землю свою корзинку, откинула полотенце, прикрывавшее содержимое, достала оттуда блин, дала мне и скомандовала: "Ешь". Я стал быстро есть блины, она торопила меня и все повторяла: "Тетку Варвару поминай, тетку Варвару". Но все хорошее быстро кончается. Из-за угла уже шла воспитательница.
- Почему посторонние на территории? Кто пустил? Что Вы тут делаете?
И уже мне:
- Что ты делаешь?
Что я делал? Я жевал третий блин. Жевал быстро, потому, что в руке у меня было еще полблина и я хотел успеть доесть все.
Шустрая бабушка уже подхватила свою корзинку и сиганула через забор. Я быстро доел блин. Воспитательница постояла, улыбнулась чему-то и ушла.
Это были первые блины в моей жизни.
Майя

Сообщение Майя » Вт июн 19, 2012 7:14 am

Нина, я все книги читаю после тебя.Так получается, ты быстрее успеваешь. Хорошие отрывки.Про милостыню - я стараюсь оказать помощь, подаю милостыню, когда приезжаю в областной центр , не глядя и не оценивая нищего.Но это бывает не часто.В моём райцентре таких людей нет. Всегда кидаю какую-то сумму в храме в ящик. Это , конечно. мелочи, но всё же... Есть ещё одна семья, которую я снабжаю овощами, семья многодетная и православная, они такие скромные и замечательные люди, хотелось бы им помочь и деньгами, но сама в этом ограничена.
Millaia

Сообщение Millaia » Вт июн 19, 2012 7:52 am

Я тоже всегда подаю просящим. Невестка как-то мне заметила, что сразу видно человека из провинции, городские уже не подают.
В поселке у нас пьющие родители отправляют детей просить копеечку. Поэтому стараемся подать едой или садим ребенка за стол и кормим. Как-то зашел мальчик попросил подать чего-нибудь. А я раскатывала тесто на пирожки и булочки. Сказала ему, чтобы зашел позже. Он пришел через час с большим пакетом! :D
Дочь моя опекает детей из неблагополучной семьи. Мальчик и девочка пьющих родителй проводят все свое свободное время в семье дочери. Она их моет и кормит. Иногда покупает им вещи. Девочку собирает в школу. Всегда берет их с собой в город в парк, в цирк и пр. развлечения. Бабушки наши это не одобряют. Я молчу. Я не могу сказать, что мне это нравится. Я просто понимаю, что все равно я ничего не изменю. Имею свой личный печальный опыт. Вырастила девочку из неблагополучной семьи. Расли трое детей вместе, относились ко всем одинаково, если не больше именно ей внимания уделялось, как самой слабой. Теперь я считаю, что не следовало этого делать. Ни одно доброе дело не остается безнаказанным. :(
Тюменка

Сообщение Тюменка » Вт июн 19, 2012 8:16 am

А может быть я уже имею право не подавать милостыню? Ведь моя пенсия это тоже вроде милостыни от государства. Мне кажется, что выход на пенсию освобождает от некоторых моральных обязательств. Милостыню с милостыни не подаю.
Майя

Сообщение Майя » Вт июн 19, 2012 8:19 am

Millaia ?,
Ни одно доброе дело не остается безнаказанным
Не согласна! Просто у таких детей, как ваша , возможно, плохая наследственность, или искорёженная психика настоящими родителями.Ничего не проходит даром для таких детей.Возможно, со временем она поменяет свои взгляды.
Моё глубокое убеждение - в жизни нужно делать только добрые дела, пусть нет отдачи, это ничего не значит. Главное - иметь потребность в этом.
Лидия
Тысячник
Сообщения: 7288
Зарегистрирован: Ср фев 10, 2010 7:30 am
Откуда: Россия

Сообщение Лидия » Вт июн 19, 2012 8:35 am

Буйнич
А может быть я уже имею право не подавать милостыню?
Валя, а тебя никто и не заставляет!
Я - Татьяна
Аватара пользователя
NLN
Тысячник
Сообщения: 4643
Зарегистрирован: Чт янв 19, 2012 5:22 am

Сообщение NLN » Вт июн 19, 2012 8:42 am

Ни одно доброе дело не остается безнаказанным
Наверное, это верное высказывание!
У нас на работе есть женщина, которая всегда сторониться людей, которые попадают в сложные жизненные ситуации, у которых в данный момент "черная полоса" в жизни.
По ее мнению, можно "заразиться" невезением. И милостыни она не подает тоже по теории Вали, что подавать должны те, кто считает, что у него есть лишнее. А если просто так подавать, то можно лишиться необходимого.
Наташа.
Лидия
Тысячник
Сообщения: 7288
Зарегистрирован: Ср фев 10, 2010 7:30 am
Откуда: Россия

Сообщение Лидия » Вт июн 19, 2012 8:46 am

NLN
Наташа, если человек погибает, плохо ему, то эта женщина "не подаст руки", пройдет мимо?
У таких людей какое-то другое сердце, непрошибаемое.
Я - Татьяна
Аватара пользователя
NLN
Тысячник
Сообщения: 4643
Зарегистрирован: Чт янв 19, 2012 5:22 am

Сообщение NLN » Вт июн 19, 2012 8:57 am

Лидия
Таня, я не знаю, как эта дама себя поведет в жизненной ситуации, я рассказала просто о ее позиции. Мне она тоже не понятна и не близка.
Наташа.
Лидия
Тысячник
Сообщения: 7288
Зарегистрирован: Ср фев 10, 2010 7:30 am
Откуда: Россия

Сообщение Лидия » Вт июн 19, 2012 11:38 am

Мы все разные. Что в человеке заложено, так он себя и ведет. А кто скажет как првильно? Никто!
Я - Татьяна
Аватара пользователя
Mellis
Тысячник
Сообщения: 3239
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2012 5:46 pm
Контактная информация:

Сообщение Mellis » Вт июн 19, 2012 12:12 pm

Буйнич писал(а): А правда, нужно нищим вместо милостыни продукты подавать. Класть им булочки, хлеб и другое. Будут ли они тогда просить?
Разве суть милостыни не в том, чтобы накормить голодного?
Не-а. Исторически и духовно в России милостыня нужна прежде всего дающему. Что бы сердце не черствело и не утратило способность сострадать, сопереживать.

Я даю милостыню спонтанно, как "сердце ляжет". И в принципе мне все равно куда ее потратят. Не все же хлеб есть, иногда кому-то и пива хочется. Все люди)))
Детям только не даю денег. Не знаю почему, но не даю и все. Идем вместе в магазин и покупаю то, что ребенок попросит. Чаще просят поесть ( котлету, сосиски...что-то мясное). Сласти совсем редко, даже если сама предлагаю.

Если интересно, замечательный В.О. Ключевский о милостыне.

".....Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников. Но поставьте их прямо пред несчастным случаем, пред страдающим человеком с вопросом, что делать - и все будут готовы помочь, кто чем может. Чувство сострадания так просто и непосредственно, что хочется помочь даже тогда, когда страдающий не просит о помощи, когда помощь ему вредна или опасна, когда он может злоупотребить ею. На досуге можно размышлять и спорить об условиях правительственных ссуд нуждающимся, об организации и сравнительном значении государственной и общественной помощи, об отношении той и другой к частной благотворительности, о доставлении заработков нуждающимся, о деморализующем влиянии дарового пособия: на досуге, когда минует беда, и мы обо всем этом подумаем и поспорим. Но когда видишь, что человек тонет, первое движение - броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление произведет на него наша помощь... Лишь бы помочь ему остаться живым и здоровым, а если он дурно воспользуется нашей помощью - это его вина... "


".....Целительная сила милостыни полагалась не столько в том, чтобы утереть слезы страждущему, уделяя ему часть своего имущества, сколько в том, чтобы, смотря на его слезы и страдания, самому спострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием. Древнерусский благотворитель, "христолюбец", менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Когда встречались две древнерусские руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием во имя Христово, трудно было сказать, которая из них больше подавала милостыни другой: нужда одной и помощь другой сливались во взаимодействии братской любви обеих. Вот почему древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из руки в руку, при том "отай", не только от стороннего глаза, но и от собственной "шуйцы "...."

Шуйца- другая рука. Отай тайком.

Но кормить пирогами свиней, это круто. Я даже не знаю, как такие вещи реагировать.
Светлана
Ответить

Вернуться в «Наша религия»