Церковный календарь

форум о религиях (христианской, католической, мусульманской и пр.)
Ответить
Milla

Сообщение Milla » Вт авг 07, 2012 10:31 pm

9 августа Пантелеймон Целитель, Пантелеймон Кочанный

Отмечается память святого Пантелеимона, почитаемого в лике великомучеников. Пантолеон (такое имя он носил до крещения) родился в 3 веке в Никомедии, в семье знатного язычника. В юности отец отправил его на обучение к знаменитому врачу Евфросину, и вскоре Пантолеон сам стал известным лекарем.

Однажды юноша познакомился с христианином Ермолаем (его чествуют днем раньше), и тот начал рассказывать ему о вере, а впоследствии крестил с именем Пантелеимон. Согласно житию, врач искренне уверовал во Христа, когда обратился к нему с молитвой о спасении ребенка, укушенного змеей, и получил помощь. После этого случая Пантелеимон решил посвятить свою жизнь спасению людей от болезней — причем лечил всех безвозмездно.

Помогал он и христианам, томившимся в тюрьмах. Об этом узнал император Максимиан; он предложил Пантелеимону опровергнуть донос и отречься от веры. В ответ святой предложил найти тяжелого больного и устроить испытание: кто излечит его (врач-христианин или врач-язычник), того вера и истинна. Спор выиграл Пантелеимон, и многие язычники, видя это, обратились в христианство.

Разгневанный император приказал казнить врача. По преданию, мученика привязали к оливе, а после того как ему отрубили голову, дерево тут же покрылось плодами. В православном мире святой Пантелеимон почитается как целитель и покровитель воинов (дело в том, что его первое имя переводится как «лев во всем»).

Соответственно, и на Руси святому Пантелеимону, которого иногда называли еще Палием, молились об излечении от болезней. В его праздник знахари ходили за травами, рвали их с особыми заговорами и обрядами. В то же время этот день считался несчастливым. Говорили: «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб»; «Палий — пали копны».

Одно из прозвищ Пантелеимона (Кочанный, или Кочанник) связано с тем, что в это время начинают завиваться капустные вилки. Поэтому было принято доставать из кладовых оставшуюся с прошлого урожая капусту и печь пирожки из слоеного теста. Выпечкой угощали детей, а также нищих и странников.

Капуста всегда была одним из самых любимых в народе овощей. Ее ели в сыром виде, делали из нее салаты, тушили, квасили, солили, клали ее в супы и начинали всевозможные пироги. О капусте сложено множество пословиц и поговорок: «Хлеб да капуста лихого не допустят»; «Ельник-березник — чем не дрова? Хлеб да капуста — чем не еда?»; «Без капусты брюхо пусто».

Кроме всего прочего, на Пантелеимона справляли так называемый заживный праздник. Колосья с полей полагалось приносить в церковь для освящения. Впоследствии эти колосья хранили в избе.
Milla

Сообщение Milla » Чт авг 09, 2012 7:06 am

10 августа Прохоры-Пармены

В этот день православные поминают апостолов от семидесяти, выбранных учениками Иисуса Христа в числе семи диаконов. История такова: двенадцать апостолов созвали своих учеников и велели выбрать семь человек, которые бы занимались решением бытовых вопросов, пеклись о ежедневных нуждах, раздавали милостыню страждущим — с тем, чтобы сами апостолы могли уделять больше внимания распространению слова Божия. Избраны были Стефан, Филипп, Никанор, Тимон, Николай, Прохор и Пармен. В честь последних двух получил название народный праздник.

Предание сообщает, что Прохор был спутником апостола Петра, а впоследствии стал епископом Никомедии и пострадал за Христа в Антиохии. Что касается Пармена, то его житие гласит: он с особенным усердием исполнял поручения апостолов и служил при трапезах, но скончался еще до того, как ученики Христа покинули Иерусалим. Впрочем, существует и другая версия: будто бы Пармен проповедовал Евангелие в Македонии и окончил жизнь мученической смертью при императора Траяне.

Главное правило этого дня на Руси звучало так: «Прохоры-Пармены — не затевай мены». Считалось, что любые торговые начинания в этот день не заладятся, а все, что выменяешь, либо пропадет, либо сломается.

День Прохора и Пармена был также праздником кузнецов, которых чествовали особенно. Эта профессия почиталась во все времена и во всех районах Руси. Кузнец ассоциировался с силой и мастерством, кроме того, ему приписывали магические способности — ведь он умеет укрощать огонь и металл. Нередко кузнецов считали чем-то вроде колдунов, а их жилье всегда строилось на отшибе. Конечно, этому есть и рациональное объяснение: расположение кузницы в отдалении от других домов деревни требовалось, чтобы обезопасить избы от пожара.

На Прохоры-Пармены следовало выкапывать луковицы тюльпанов и снимать созревшие груши с деревьев. Картофельная ботва начинала увядать — значит, можно было копать первые клубни и готовить блюда из молодой картошки.
Milla

Сообщение Milla » Чт авг 09, 2012 7:08 am

11 августа Каллиник

Первоначальное название праздника, который отмечается в этот день, связано с именем одного из святых мучеников – Каллиника Киликийского, жившего в 3–4 веках. Его проповедь о Христе в городе Анкире вызвала гнев язычников. Каллиника схватили и представили на суд игемону Сакердону. Тот приговорил святого к страшному наказанию: его обули в железные сапоги с гвоздями, торчащими внутрь, и так отвели к месту казни, где сожгли заживо. Однако тело мученика осталось невредимо, и впоследствии его погребли христиане.

Поскольку имя проповедника очень похоже на название хорошо известной на Руси ягоды, которая к тому же поспевает к этому времени, то Каллиник стал еще и праздником калины. Это растение наши предки считали символом чистой и непорочной красоты, а горький вкус ягод символизировал горькую судьбу девушки, отданной замуж без любви.

Из калины крестьянки варили кисели и компоты, толкли ее с медом, делали мармелад, смешивая с яблочным пюре. Калинниками на Руси называли пироги с горькой ягодой. Владимир Даль так описывает их приготовление: «Щепоть калины завернет в ржаное тесто хозяйка пирожком, расправит, запеленает сухим капустным листом — и на противень, в печь, на вольный дух, пусть потомится и зажарится. А как хлебом потянет, как запахнет лакомством — открывай заслонку, вынимай готовые калинники. Лист капустный отрясется – и вот он, пирог с калинкой, с лесным душком!».

Также калинниками называли утренние морозы, которые уже случались в это время и губительно действовали на хлеба, оставшиеся на полях. В северных губерниях молились: «Пронеси, Господи, мороком, а не морозом». Морок, или туман, в этот день предвещал хороший урожай ячменя и овса. «Коли на Каллиника туман — припасай косы про овес с ячменем», — подмечали крестьяне. А вот если спелый овес вновь зазеленеет — значит, осень будет ненастной.
Milla

Сообщение Milla » Чт авг 09, 2012 7:11 am

12 августа Силуан и Сила

В этот день отмечают память Силы и Силуана — двух апостолов от семидесяти, сподвижников святого Павла. По преданию, после состоявшегося в 51 году в Иерусалиме Собора апостолов Павла и Варнаву отправили в Антиохию для разъяснения соборного послания. С ними последовал и Сила, который ревностно помогал Павлу во всех делах. Апостолы посетили Сирию, Киликию, Македонию и Филиппы. В Коринфе Силу рукоположили во епископы. За свою жизнь он совершил множество чудес и знамений.

Силуан также был учеником апостола Павла. Считается, что после многих лет странствий он стал епископом Солунским. Впрочем, существует также версия, что Сила и Силуан — один и тот же человек (в пользу этого говорит и схожесть имен). Как бы то ни было, на Руси праздник носил двойное название.

В это время особое внимание уделяли ржи. Крестьяне говорили: «На Силу и Силуана рожь бывает пьяна», — то есть полна зерном и клонится к земле. Можно приступать и к посеву озимой ржи: «Посеешь рожь на Силу — родится сильно»; «Сила хлеб силит». Считалось, что силы в этот день прибавляется и у людей («бессильный богатырем живет»), и у животных, и у растений («на Силу от земли берут силу»).

Существовало поверье, что на Силуана и Силу «обмирают», опившись молоком, ведьмы. Нечистой силе приписывали способность задаивать коров до смерти. Зато если после трапезы ведьма «обомрет», то ее уже ничем не разбудишь — самое время прижечь ей пятки соломой, чтобы вся ее сила ушла в землю. Знающие люди говорили, что после такого обряда ведьма уже никогда не дотронется до коровы.

В этот день обращали внимание на погоду: если она была пасмурной и прохладной, то дождя можно было не ждать. А вот сильное мерцание звезд на рассвете предвещало скорые и обильные осадки. Если же дождь заморосил под вечер, да еще при ветреной погоде — быть долгой мокроте.
Milla

Сообщение Milla » Вс авг 12, 2012 8:56 am

13 августа Евдокимов день

Отмечается память праведного Евдокима Каппадокиянина, жившего в 9 веке в Малой Азии. Евдоким родился в семье знатных и благочестивых христиан Василия и Евдокии. С детских лет будущий святой отличался праведностью и послушанием. Дав обет безбрачия, он старался избегать всяческого общения с женщинами и даже не поднимал на них взгляд. Только со своею матерью он вел беседы. За добродетельную жизнь император назначил Евдокима правителем Харсианской области. Свои обязанности он исполнял так, как подобает слуге Божьему, управлял людьми справедливо и с кротостью, заботился о сиротах и вдовах, защищал всех обиженных.

По преданию, своей беспорочной жизнью Евдоким угодил Богу, и тот призвал его к себе в 33-летнем возрасте. Сразу же после кончины праведника у его гроба начали свершаться чудеса, многие больные находили исцеление. Через несколько месяцев гроб открыли и обнаружили нетленные мощи, благоухающие дивным ароматом. Русская православная церковь считает Евдокима одним из покровителей семейного очага — во многом благодаря теплым отношениям, которые святой поддерживал со своими родителями.

У этого дня было особенное значение — православные отмечали Евдокимово заговенье перед Успенским постом. Впрочем, сам пост не считался голодным, поскольку приходился на лето, и выбор блюд, которые можно было вкушать, радовал разнообразием. Люди ели новый хлеб, свежие овощи, многочисленные плоды и ягоды. Особой популярностью пользовалась репа — свежая, вяленая, пареная; из нее делали начинку для пирогов, варили из нее кашу, настаивали квас.

Говорили, что на Евдокима нужно было обязательно заговорить борону — провести специальный обряд, чтобы при работе в поле не ломались зубья. Люди сложили несколько присказок на эту тему: «Коли не заговоришь борону — не угодишь коню»; «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится».
Milla

Сообщение Milla » Вс авг 12, 2012 8:59 am

14 августа Первый Спас, Медовый Спас, Маковый Спас, Спас на воде

Медовым Спасом в народе называют православный праздник в первый день Успенского поста, установленный в IX веке в честь изнесения Древ Креста Господня. В Константинополе с древних лет существовал обычай проносить Честное Древо Креста по улицам города. Считалось, что это защитит жителей от всяческих болезней. До дня Успения Пресвятой Богородицы Древо Креста было доступно всем христианам для поклонения.

На Руси отмечать праздник стали с конца 15 века. С этого дня — ровно через месяц после окончания Петрова поста — начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери. Основные вехи Успенского поста — три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас).

Успенский пост не так строг, как Великий, но строже, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу предписывается питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла, которое дозволено лишь по субботним и воскресным дням. Кстати, до праздника Преображения Господня (он же Яблочный Спас) церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда.

В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах.

Ну, а наиболее известное название — Медовый Спас — идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ.

В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название — Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки, а также маковники. Это лакомство делается так: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после этого ее вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики. Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет.

С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна. «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!», - просили крестьяне.

С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду»; «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой»; «Паши под озимы, готовь гумна и овины». Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить.

Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством наших предков, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.
Milla

Сообщение Milla » Пн авг 13, 2012 8:31 pm

15 августа Степан Сеновал

Праздник установлен в честь святого Стефана — первого христианского мученика, происходившего из еврейской диаспоры. По преданию, он вместе с шестью единоверцами был избран апостолами в диаконы для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей».

Однако деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него служением: он подобно апостолам проповедовал в Иерусалиме слово Божие. Однажды представители синагоги вступили с ним в спор по поводу одной из речей (в ней проповедник заявил о том, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет», и эти слова были расценены как богохульство) и вызвали его на суд.

Доподлинно неизвестно, чем закончился спор: был ли Стефану вынесен смертный приговор или же его побила камнями разъяренная толпа. В любом случае, понятно, что святой погиб мученической смертью. Во время экзекуции Стефан просил Иисуса принять его дух, а также молился о своих убийцах.

На Руси святого Стефана (Степана) прозвали Сеновалом, поскольку в это время заканчиваются сенокосные работы. Последний их этап — покос травы, отросшей на уже скошенных лугах. Также в этот день было принято всей семьей собирать цветы и травы, из которых плели так называемый Степанов венок. Его приносили в избу и вешали в красном углу; когда в доме кто-либо заболевал, хозяйка отрывала от венка пучок «могучих трав» и заваривала их, чтобы дух цветущего летнего луга отогнал недуги. Сила венка сохранялась до следующей весны — до Илларионова дня (10 апреля).

На Степана особо обхаживали лошадей, поили их «через серебро». Для этого, искупав коня, приводили его к лесному ключу, бросали в воду мелкую серебряную монету, а потом поили животное из шапки, куда тоже клали денежку. После монету доставали из шапки и тайно от всех прятали в конюшне под яслями — до следующего года. Считалось, что от этого лошади становятся покладистыми и перестают бояться нечистой силы. А монета, которую использовали в обряде, часто переходила от отца к сыну.

Также наблюдали за приметами погоды. Степанов день и несколько последующих дней считались указателями сентября: каковы они, таков и первый месяц осени будет.
Milla

Сообщение Milla » Пн авг 13, 2012 8:48 pm

16 августа Антон Вихровей

Отмечается память Антония Римлянина — русского православного святого, жившего в 11–12 веках. Согласно житию, которое датируется 16 веком, Антоний родился в Риме у православных родителей. Рано осиротев, он раздал большую часть своего наследства бедным, остальное выбросил в бочке в море и принял монашеский постриг.

Когда в латинской земле начались гонения на православие, обитель, где подвизался Антоний, была разорена. В течение года монах жил на приморской скале, проводя время в молитвах и размышлениях о Боге. Однажды камень, на котором стоял Антоний отломился от скалы и упал в море. Чудесным образом святой проплыл на камне огромное расстояние – через Средиземное море, Атлантику, Неву, Ладожское озеро и Волхов. И накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы он оказался в Новгороде.

По преданию, сначала Антоний не понимал русскую речь, но после молитвы заговорил с новгородцами на их языке. При содействии местного епископа Никиты Антоний основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Интересно, что на покупку земель он истратил часть своего имущества, которую рыбаки выловили в море. Преподобный Антоний управлял обителью 16 лет, а накануне кончины назначил своим преемником инока Андрея.

На Антона на Руси смелые люди выходили на перекрестки «сторожить вихри». Если вихрь появлялся, нужно было воткнуть в него нож и при этом держать голову петуха. После этого можно было допрашивать вихрь о том, какая будет зима. Впрочем, и без этого обряда можно было предсказать погоду: если в Антонов день был сильный ветер, тем более с вихрями — зиму ждали снежную и морозную. Также говорили: «Каков Вихровей, таков и октябрь». Кроме ветров в этот день опасались дождей — зарядив в этот день, они продолжались еще долго.

Поверья о вихрях находили отражение и в других приметах, не имеющих отношения к погоде. Так, мальчик, родившийся в этот день, считался взбалмошным и отчаянным — одним словом, «с ветром в голове». Про девочку, появившуюся на свет на Антона, говорили: «Не девка — огонь!», – подразумевая крутизну нрава, подобную буре. А вот если день, на удивление, оказывался безветренным, то рожденный в такую пору, как считали, «с виду тих, да вихри в нем крутятся».

Этот праздник называли также Малинником, поскольку он выпадал на период, когда в лесах и садах бывало много малины. С глубокой древности и до наших дней эта ягода была любима русским народом, ее упоминали в песнях, сказках, пословицах. Как правило, малина ассоциировалась с чем-то очень приятным и желанным. Так, о хорошей жизни говорили: «Не жизнь, а малина!». Эту ягоду использовали и в лечебных целях (особенно при простуде), и в кулинарии — пекли с нею пироги, делали варенья и компоты.

Еще одно название праздника, по аналогии с Малинником, — Орешник. К этому времени поспевали орехи.

Любопытно, что на Антона не рекомендовалось устраивать уборку — ни выметать пыль, ни выносить мусор. Говорили, что если приберешься в доме, то и в кошельке весь год будет так же чисто.
Milla

Сообщение Milla » Чт авг 16, 2012 5:41 am

17 августа Авдотья Малиновка, Огуречница, Сеногнойка

В этот день отмечают память святой Евдокии (в русской традиции — Авдотьи), которая жила во 2 веке в финикийском городе Гелиополе. Она отличалась необычайной красотой и, будучи блудницей, заработала много денег. Однажды Евдокия познакомилась с монахом Германом, который устыдил ее и обратил в христианскую веру. После этого женщина отдала все свои деньги епископу Феодоту, а сама приняла постриг в женском монастыре, став впоследствии его игуменьей. Евдокия прославилась добродетелью и аскетизмом.

На беду, однако, откуда-то появились слухи, что в монастыре скрыто огромное сокровище. Поэтому местный правитель потребовал обыскать обитель и найти клад. Как описано в житии Евдокии, воины три дня не могли войти в монастырь — их удерживала божественная сила, а затем на отряд напал гигантский змей, убивший почти всех солдат. Несмотря на это Евдокия добровольно отдала себя в руки воинов, которые привели ее к наместнику Диогену. Тот был восхищен ее красотой и пытался склонить ее к греху, однако святая проявила стойкость. Тогда Диоген велел подвергнуть ее пыткам, а позже и казнить.

О том, чего русские люди ждали от праздника святой Евдокии, хорошо говорят ее прозвища: Малиновка, Огуречница, Сеногнойка. В эту пору поспевает дикая малина, и детвора спешит в лес с туесами, чтобы набрать побольше сладких ягод — и свой живот потешить, и принести домой, где матери сварят из нее ароматное варенье на зиму.

На Авдотью — последний сбор огурцов. После этого дня они перестают расти. Поэтому рачительные хозяева торопились убрать ботву, пока она не высохла, и сложить ее в компостную яму. Собирали также урожай чеснока и лука. И то, и другое часто шло вместе с огурцами в засолку.

Сеногнойкой же Авдотью прозвали потому, что в ее день часто идут дожди, из-за которых сено мокнет и гниет. «Не иди где косят, а иди где просят. Не иди где жнут, а иди где ждут», — просили люди в этот день. Сено к Авдотье обычно уже было убрано в копны, но этого мало — даже так оно могло испортиться, нужно было поскорее спрятать его под крышу. «В долгах не деньги, в копнах не сено», — говорили по этому поводу крестьяне. По этому дню обычно судили, каким будет ноябрь.
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Сообщение Ольга из Воронежа » Чт авг 16, 2012 4:05 pm

Milla
17 августа Авдотья Малиновка, Огуречница, Сеногнойка

В этот день отмечают память святой Евдокии (в русской традиции — Авдотьи), которая жила во 2 веке в финикийском городе Гелиополе. Она отличалась необычайной красотой и, будучи блудницей, заработала много денег. Однажды Евдокия познакомилась с монахом Германом, который устыдил ее и обратил в христианскую веру. После этого женщина отдала все свои деньги епископу Феодоту, а сама приняла постриг в женском монастыре, став впоследствии его игуменьей. Евдокия прославилась добродетелью и аскетизмом.

На беду, однако, откуда-то появились слухи, что в монастыре скрыто огромное сокровище. Поэтому местный правитель потребовал обыскать обитель и найти клад. Как описано в житии Евдокии, воины три дня не могли войти в монастырь — их удерживала божественная сила, а затем на отряд напал гигантский змей, убивший почти всех солдат. Несмотря на это Евдокия добровольно отдала себя в руки воинов, которые привели ее к наместнику Диогену. Тот был восхищен ее красотой и пытался склонить ее к греху, однако святая проявила стойкость. Тогда Диоген велел подвергнуть ее пыткам, а позже и казнить.

О том, чего русские люди ждали от праздника святой Евдокии, хорошо говорят ее прозвища: Малиновка, Огуречница, Сеногнойка. В эту пору поспевает дикая малина, и детвора спешит в лес с туесами, чтобы набрать побольше сладких ягод — и свой живот потешить, и принести домой, где матери сварят из нее ароматное варенье на зиму.

На Авдотью — последний сбор огурцов. После этого дня они перестают расти. Поэтому рачительные хозяева торопились убрать ботву, пока она не высохла, и сложить ее в компостную яму. Собирали также урожай чеснока и лука. И то, и другое часто шло вместе с огурцами в засолку.

Сеногнойкой же Авдотью прозвали потому, что в ее день часто идут дожди, из-за которых сено мокнет и гниет. «Не иди где косят, а иди где просят. Не иди где жнут, а иди где ждут», — просили люди в этот день. Сено к Авдотье обычно уже было убрано в копны, но этого мало — даже так оно могло испортиться, нужно было поскорее спрятать его под крышу. «В долгах не деньги, в копнах не сено», — говорили по этому поводу крестьяне. По этому дню обычно судили, каким будет ноябрь.
Нина Ивановна
Ольга, а что Людмила не так пишет?
Она описывает кратенько православные праздники и приметы, а верит каждый по своему...
Нина Ивановна, не буду о предыдущих сообщениях. Там тоже есть "неточности".
Завтра, 17-го, Церковь вспоминает Преподобномученицу Евдокию, обезглавленную примерно в 362-364 годах. Т.е. она жила в 4 веке. Была она знатной римлянкой.
В числе 9000 христиан ее взяли в плен войска персидского царя Сапора. Находясь в плену, святая проповедовала среди персидских женщин и многих из них обратила в христианство. За это она подверглась долговременным, жестоким истязаниям и была обезглавлена.
Что пишет Людмила? Она вставила житие другой святой с именем Евдокия, жившей во 2 веке, она была самарянкой. День её памяти 14 апреля (1 апреля по старому стилю). Но и её житие искажено
"привели ее к наместнику Диогену. Тот был восхищен ее красотой и пытался склонить ее к греху, однако святая проявила стойкость. "
А в житии? Нет такого. Была попытка склонить её к прежней распутной жизни. НО это был молодой язычник Филострат. "Бог отмщения да запретит тебе". - с гневом ответила Евдокия, и лжеинок упал замертво." По молитве святой к Богу он ожил и просил у неё прощения, принял крещение. Донесение о якобы имеющихся сокровищах было позже. Аврелиан послал воинов за ними, три дня не могли подойти к монастырю, ушли ни с чем. Св. Евдокия не выходила к ним. Второй раз Аврелиан послал отряд во главе со своим сыном. Но он повредил ногу в первый день пути и умер. Вспомните о том лжеиноке Филострате. Он даёт совет скорбящему отцу написать письмо св. Евдокии с мольбой о помощи. И вновь Господь по её молитвам оживляет умершего. Аврелиан и его ближние уверовали в Бога и крестились, став христианами.
Теперь о правителе Диогене.
У Людмилы - "Тогда Диоген велел подвергнуть ее пыткам, а позже и казнить."
Когда начались гонения на христиан св. Евдокию, действительно, схватили и привели к правителю. Её подвергли мучениям. Истязал её военачальник Диодор. В это время Диодор получает известие о смерти своей жены. Он обращается к святой, прося молитв об умершей. Ведь он наслышан об оживлении Филострата. Его жена ожила. И Диодор и Диоген уверовали в Христа и крестились. Св. Евдокия вернулась в монастырь. В монастыре она подвизалась более 50 лет. И лишь после смерти Диогена, когда сменился правитель, им стал Викентий, вот он приказал схватить и по его приказу святая была обезглавлена.

Повторяю, что сегодня не вспоминают прп. Евдокию, самарянку. Сегодня чтят память святой Евдокии Римляныни, жившей в 4 веке.
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Milla

Сообщение Milla » Чт авг 16, 2012 9:35 pm

18 августа Евстигней Житник

Святой Евсигний (на Руси - Евстигней), память которого отмечается сегодня, родился в Антиохии в середине 3 века. В течение шести лет он служил в римских войсках — при императорах Диоклетиане, Максимилиане Геркуле, Констанции Хлрое, Константине Великом. По преданию, однажды Евсигний стал свидетелем явления на небе Креста, сложенного из звезд. Этот знак сулил ему победы во всех битвах.

В старости святой оставил службу и удалился на свою родину, где проводил время в молитвах, посте и посещении храмов. Когда на престол взошел Юлиан Отступник, попытавшийся возродить язычество, Евсигния по доносу привели к нему на суд. Святой обличил императора в преступлениях против Христа и поставил ему в пример другого правителя — Константина Великого, который был добрым христианином. Евсигнию в то время было уже 110 лет, однако разгневанный Юлиан не пощадил его старости и приказал казнить.

На Руси на Евстигнея было принято заклинать жнивы, чтобы на них не поселилась нечистая сила. Для этого рано утром выходили в поле с конопляным маслом и произносили: «Мать Сыра Земля! Уйми всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». После этого на почву выливали немного масла. Так повторяли четыре раза, каждый раз поворачиваясь в направлении одной из сторон света и прося Землю защитить то от ветров, то от метелей, то от морозов. В конце обряда на поле бросали всю склянку с маслом.

Днем, во время жатвы, крестьяне старались найти такой стебель, на котором одновременно выросло несколько колосьев. Если кому-то попадались двенадцать колосьев на одном стебле, такую находку называли «житной маткой» и хранили до следующей весны. При посеве зёрна с житной матки первыми бросали в землю ради богатого урожая.

В Евстигнеев день полагалось замесить ячменный хлеб из первого намолота. Также ели сырой лук с хлебом, солью и квасом. Считалось, что это придает телу здоровье, а лицу — свежий вид. Связки лука развешивали и в комнатах — чтобы воздух очищался (как сейчас известно, лук является хорошим антисептиком).

По дню Евстигнея судят о том, каким будет декабрь. Пытались предсказать погоду и на ближайшее будущее: на закате солнца выходили в поле и кричали во всю глотку. Если эхо слышалось далеко — это предвещало солнечный день, если близко — ждали дождя.
Milla

Сообщение Milla » Сб авг 18, 2012 9:34 pm

19 августа Яблочный Спас

Официальное название церковного праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Однако на Руси он известен как Яблочный Спас, или Второй Спас (Первый, или Медовый, Спас отмечается 14 августа).

История праздника такова. Задолго до своих страданий и смерти на кресте Христос начал готовить учеников к предстоящим событиям, чтобы те верно их восприняли. Дело в том, что даже апостолы, тесно общавшиеся с Иисусом, были уверены, что Мессия должен быть царем Израилевым. Христос же хотел, чтобы они поняли, что он не еврейский пророк, а Сын Божий, пришедший на землю ради спасения всего рода человеческого.

Поэтому необходимо было, как пишет преподобный Ефим Сирин, «чтобы Господь явил им царство славы своей прежде поругания своего и бесчестия, чтобы знали они, что распят он не по немощи своей, а добровольно для спасения мира». С тремя ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — Иисус взошел на гору Фавор для молитвы. Молясь, апостолы задремали и не видели начала Преображения Господня. Их разбудило сияние славы — необычайный свет, исходивший от Христа. Рядом со своим учителем апостолы увидели Моисея и Илию, которые беседовали с ним об исходе в Иерусалим ради совершения искупительного подвига. После на гору спустилось облако, и ученики услышали глас Господень: «Се есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Апостолы испугались, пали ниц и лежали до тех пор, пока Иисус не коснулся их. Напоследок Христос попросил учеников никому не рассказывать об увиденном, пока не свершатся казнь и воскрешение.

Начало празднования Преображения Господня относится к раннехристианским временам — до 5 века. На Руси Яблочный Спас стал одним из наиболее широко отмечаемых дней года. В это время в деревнях устраивали большие праздники, отмечая не только религиозный праздник, но и встречу осени. Вечером крестьяне наблюдали заход солнца. Как только светило касалось горизонта, начинали петь песни.

К этому времени в садах массово созревали яблоки. Их собирали, ели с медом и сахаром, а также готовили из них разные блюда, например, пироги. До Второго Спаса есть яблоки запрещалось, а первые собранные в этот день плоды освящали в церкви и только потом вкушали. Иногда, доедая последний кусок спасского яблока, загадывали желание и верили, что оно обязательно исполнится. В южных районах наравне с яблоками освящали и пробовали первый виноград.

В этот день устраивались торги, на которых выставляли целые телеги с яблоками. Кроме того, люди, имевшие сады, считали своим долгом в этот день угостить плодами больных, нищих и сирых. Тех, кто нарушал этот обычай, считали людьми непорядочными.

В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. «Пришел Спас — бери рукавицы про запас»; «Второй Спас шубу припас», — подмечали наши предки. Приближение осени чувствовали и журавли, начиная собираться в теплые края.

По тому, какая погода в этот день, судили о будущем январе.
Milla

Сообщение Milla » Сб авг 18, 2012 9:57 pm

20 августа Марины-Пимены

Дата по старому стилю: 7 августа


Двойное название праздник получил в честь двух святых — преподобного Пимена и мученика Марина.

Пимен Многоболезный родился в 11 веке, с детства был больным и слабым ребенком. Он горячо умолял отца и мать отнести его в Киево-Печерский монастырь. Родители послушались и, придя в обитель, стали молиться о выздоровлении сына. Однако сам Пимен просил Господа об ином — о продлении страданий, а также о пострижении его в иночество. Обряд пострижения над ним, по преданию, совершили ангелы, и когда несколько обитателей монастыря вышли к Пимену, они нашли его уже облаченным в монашеские одежды.

Преподобный много лет провел в тяжелой болезни, но однажды сам исцелил одного монаха, такого же немощного, как он. В обмен он взял с брата слово служить больным до самой смерти. Однако монах был ленив в служении, и его вновь настигла болезнь. Тогда Пимен вновь излечил его — с тем же наставлением. За три дня до смерти Пимен выздоровел и простился со всей братией.

Имя второго святого, которого почитают на Руси в этот день, – мученик Марин, живший во времена римских императоров Валериана и Галлиена (3 век). По преданию, святого казнили язычники, отрубив ему голову.

На Марины-Пимены наши предки наблюдали за аистами: если птицы готовились к отлету на юг, ждали холодную и раннюю осень.

Хозяйки в этот день обычно подавали на стол пироги с малиной. А мужчины приговаривали, шутя: «Марины — не ищи в лесу малины. Девки лес обойдут, дочиста оберут». Урожай сладкой ягоды начинал сходить на нет. «Спустя лето по малину в лес не ходят», — в северных регионах эта поговорка была уже актуальна, так как чувствовалась приближающаяся осень.
Milla

Сообщение Milla » Вс авг 19, 2012 7:24 pm

21 августа Мирон Ветрогон

Дата по старому стилю: 8 августа

В этот день отмечают память епископа Мирона Критского. По преданию, он был удивительно добрым человеком, и с его именем связано множество удивительных легенд. Например, рассказывают, что когда Мирон еще был простым земледельцем, он увидел, как воры, забравшиеся в его амбар, складывают зерно в мешки. Он не только не стал им мешать, но и помог поднять ношу на плечи. Пристыженные такой добротой и кротостью воры обратились к честной жизни и вернули все ранее украденное владельцам. Это считается первым чудом Мирона.

Жители Крита, зная о добросердечии Мирона, единодушно избрали его епископом, и после этого он начал творить настоящие чудеса. Так, когда река Тритон вышла из берегов и грозила городу большим наводнением, одним движением жезла священнослужитель вернул ее в русло.

На Руси Мирона называли Ветрогоном, потому что в его праздник нередко случались сильные ветры. «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», — приговаривали наши предки. Кстати, по погоде на Мирона судили о том, каким будет будущий январь. Также делали прогнозы на осень: если дуют спокойные ветры-тиховики — осень будет солнечной, если случается буря — сентябрь ожидается ненастным.

В этот день старики загадывали детям загадки про ветер. Многие из них дошли и до наших времен: «Без рук, без ног, а дверь отворяет»; «Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет»; «Расходится детина — удержу нет; уляжется — не видать, не слыхать».

Если вдруг на Мирона выпадал иней — значит, следующим летом можно было надеяться на хороший урожай. Такое явление было нередким, ведь уже случались настоящие холода. Недаром говорили: «На Мирона всему час: держи рукавички про запас».

На Мирона было принято собирать в лесу ежевику — сочную, кисло-сладкую ягоду, которая содержит много полезных веществ. Наши предки хорошо знали о целебных свойствах ежевики и применяли ее как противопростудное и потогонное средство. Впрочем, эту ягоду ценили также за вкус и аромат, ели как лакомство в свежем виде, готовили из нее варенье, пастилу, кисель, настойки и вина. Листья ежевики заваривали как чай — вместе с листьями смородины и земляники.
Milla

Сообщение Milla » Вс авг 19, 2012 7:36 pm

22 августа Матфей Змеесос

Дата по старому стилю: 9 августа

В этот день отмечается память Матфия — одного из учеников Иисуса Христа, который стал апостолом вместо Иуды Искариота. В книге апостольских деяний имя этого святого упоминается всего один раз — в рассказе о том, как Петр предложил выбрать двенадцатого апостола после предательства Иуды. По преданию, выбор между Матфием и Иосифом Варсавой был сделан с помощью жребия.

Остальные сведения о Матфие известны из более поздних источников.

Согласно житию, составленному Димитрием Ростовским, Матфий родился в Вифлееме и с раннего детства изучал Закон Божий под руководством Симеона Богоприимца. До избрания в число Двенадцати апостолов он был одним из 70 учеников Христа. Позже он вместе с остальными апостолами от двенадцати стал свидетелем сошествия Святого Духа, а затем проповедовал в Иерусалиме и Иудее. Житие приписывает ему дар чудотворения, исцеления больных и изгнания бесов.

Много раз жизни Матфия угрожала опасность, но каждый раз он счастливо миновал ее. Но однажды беда не обошла его: синедрион осудил проповедника за распространение христианства и приговорил к смерти. По одним данным, апостол был забит камнями, по другим — распят на кресте.

На Руси с днем Матфея связывали жуткое поверье: якобы в это время к коровьему вымени прицепляются змеи и высасывают молоко (отсюда и нелицеприятное прозвище святого). Поэтому скотину старались не выпускать на пастбище, а также с особой тщательностью блюли все связанные с ней обычаи. Например, хозяйки всегда старались доить корову в одиночестве, чтобы «лишний глаз» не испортил буренку. Подойник никогда не ставили ни на стул, ни на кадку, чтобы у коровы не пропало молоко.

С Матфея приближение осени становилось очевидным, воздух остывал, а в небе все чаще появлялись тучи. «Матфей ненастье подпускает, летний дождь осенним перебивает», — примечали люди.
Ответить

Вернуться в «Наша религия»