Новомосковск
Добавлено: Пт апр 15, 2011 4:48 pm
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Новомосковск - второй по величине город Тульской области. Дата основания — 1930 г. В Детском парке города установлен скульптурный ансамбль, показывающий, что здесь берет начало великая русская река Дон.
Город характерен еще одной географической достопримечательностью: его центральная часть является самым высоким местом Среднерусской возвышенности, высота над уровнем моря составляет 230 м.
Первыми поселенцами на берегах Дона, в его верховьях, были предки жителей нынешней Рязанщины. Они строили городки (огороженные поселения), которые укреплялись наподобие маленьких крепостей. К области легендарных, но в действительности исторических событий относится строительство в верховьях Дона так называемых Епифан-ских шлюзов.
Петр I обратил внимание на верховья Дона, как на место, удобное для создания искусственного водного пути, который соединил бы Оку и Волгу через Дон с Черным морем. Такой путь был очень необходим. В то время Россия не имела ни одной) открытого морского порта, соединенного водной трассой непосредственно с Москвой.
В 1700 г. прибыл выписанный из Англии инженер Джон Перри. Началось строительство канала и шлюзов. Работы развернулись на огромнейшем по тем временам протяжении — 225 верст. Почти в одно время сооружались 33 шлюза.
Через 7 лет — в 1707 г., весною, в половодье пропустили 300 судов по каналу. И хотя сделать это удалось с большим трудом, опыт был признан удачным. Поэтому .строительство продолжалось до 1720 г. Выход России к Балтийскому морю, начало строительства нового торгового города Санкт-Петербурга определили судьбу Епифанских шлюзов: работы были прекращены. Но село Иван-озеро, расположенное в трех километрах от нынешнего Новомосковска, превратилось в результате строительства канала в крупный торговый пункт.
Сооружения постепенно ветшали, приходили в негодность. Камень и лес со шлюзов окрестное население растаскивало на свои нужды. Однако следы канала сохранились до сих пор в виде широких, длинных, прямых ложбин с пологими берегами, заросшими кустарником и травой.
В окрестностях нынешнего Новомосковска в 1850-х гг. началась промышленная добыча подмосковного угля.
В 20-е гг. ученые всесторонне исследовали подмосковный уголь, определяя пути лучшего его использования. Научные исследования показали, что подмосковный уголь можно эффективно сжигать в топках в пылевидном состоянии, установлена возможность коксования подмосковного угля. Специальная комиссия ВСНХ СССР признала возможность комплексного использования подмосковного топлива.
Однако своему рождению город обязан прежде всего химии. В сентябре 1929 г. был утвержден план строительства в Бобриках (первоначальное название Новомосковска) крупного химического комбината по производству азотных удобрений, а также мощной электрической станции, керамических заводов и, кроме того, 11 новых шахт. Предусмотрено было строительство города на 50 тыс. населения.
Город сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. И хотя немцы были в городе всего 17 дней (с 25 ноября по 12 декабря 1941 г.), разрушений было много. Особенно сильно пострадал химкомбинат.
В марте 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении производств метанола, аммиака, кислотно-соленых, хлорных цехов и общезаводских объектов.
Возникавшие технические и организационные вопросы при проведении строительных и монтажных работ, которые зачастую велись по эскизам, no памяти, без чертежей, решались оперативно, без задержки.
Так восстанавливали корпуса газогенераторного, сероочистки метанола, слабой азотной кислоты и других цехов, а также фундаменты под турбонасосы и другое оборудование. Работа на объектах велась круглосуточно по совмещенному графику, что позволяло осуществлять одновременно монтаж оборудования и вести восстановление зданий и сооружений.
В ночь на 1 января 1943 г. химики Сталиногорска выработали первые тонны аммиака.
В 1944 г. объем производства продукции вырос более чем на одну треть, а в 1950 г. объем выработки продукции достиг довоенного уровня.
Город был запроектирован из двух частей -промышленной и жилой. Первые жилые строения — нынешний, северный район или просто “Север”, как его зовут в народе, были возведены близ химкомбината. Но уже тогда город сложился таким, каким сейчас выглядит Новомосковск.
Основное, что отличает Новомосковск от других городов, это четкая, ясно выраженная планировка улиц и кварталов, утопающих в зелени.
Новомосковск - второй по величине город Тульской области. Дата основания — 1930 г. В Детском парке города установлен скульптурный ансамбль, показывающий, что здесь берет начало великая русская река Дон.
Город характерен еще одной географической достопримечательностью: его центральная часть является самым высоким местом Среднерусской возвышенности, высота над уровнем моря составляет 230 м.
Первыми поселенцами на берегах Дона, в его верховьях, были предки жителей нынешней Рязанщины. Они строили городки (огороженные поселения), которые укреплялись наподобие маленьких крепостей. К области легендарных, но в действительности исторических событий относится строительство в верховьях Дона так называемых Епифан-ских шлюзов.
Петр I обратил внимание на верховья Дона, как на место, удобное для создания искусственного водного пути, который соединил бы Оку и Волгу через Дон с Черным морем. Такой путь был очень необходим. В то время Россия не имела ни одной) открытого морского порта, соединенного водной трассой непосредственно с Москвой.
В 1700 г. прибыл выписанный из Англии инженер Джон Перри. Началось строительство канала и шлюзов. Работы развернулись на огромнейшем по тем временам протяжении — 225 верст. Почти в одно время сооружались 33 шлюза.
Через 7 лет — в 1707 г., весною, в половодье пропустили 300 судов по каналу. И хотя сделать это удалось с большим трудом, опыт был признан удачным. Поэтому .строительство продолжалось до 1720 г. Выход России к Балтийскому морю, начало строительства нового торгового города Санкт-Петербурга определили судьбу Епифанских шлюзов: работы были прекращены. Но село Иван-озеро, расположенное в трех километрах от нынешнего Новомосковска, превратилось в результате строительства канала в крупный торговый пункт.
Сооружения постепенно ветшали, приходили в негодность. Камень и лес со шлюзов окрестное население растаскивало на свои нужды. Однако следы канала сохранились до сих пор в виде широких, длинных, прямых ложбин с пологими берегами, заросшими кустарником и травой.
В окрестностях нынешнего Новомосковска в 1850-х гг. началась промышленная добыча подмосковного угля.
В 20-е гг. ученые всесторонне исследовали подмосковный уголь, определяя пути лучшего его использования. Научные исследования показали, что подмосковный уголь можно эффективно сжигать в топках в пылевидном состоянии, установлена возможность коксования подмосковного угля. Специальная комиссия ВСНХ СССР признала возможность комплексного использования подмосковного топлива.
Однако своему рождению город обязан прежде всего химии. В сентябре 1929 г. был утвержден план строительства в Бобриках (первоначальное название Новомосковска) крупного химического комбината по производству азотных удобрений, а также мощной электрической станции, керамических заводов и, кроме того, 11 новых шахт. Предусмотрено было строительство города на 50 тыс. населения.
Город сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. И хотя немцы были в городе всего 17 дней (с 25 ноября по 12 декабря 1941 г.), разрушений было много. Особенно сильно пострадал химкомбинат.
В марте 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении производств метанола, аммиака, кислотно-соленых, хлорных цехов и общезаводских объектов.
Возникавшие технические и организационные вопросы при проведении строительных и монтажных работ, которые зачастую велись по эскизам, no памяти, без чертежей, решались оперативно, без задержки.
Так восстанавливали корпуса газогенераторного, сероочистки метанола, слабой азотной кислоты и других цехов, а также фундаменты под турбонасосы и другое оборудование. Работа на объектах велась круглосуточно по совмещенному графику, что позволяло осуществлять одновременно монтаж оборудования и вести восстановление зданий и сооружений.
В ночь на 1 января 1943 г. химики Сталиногорска выработали первые тонны аммиака.
В 1944 г. объем производства продукции вырос более чем на одну треть, а в 1950 г. объем выработки продукции достиг довоенного уровня.
Город был запроектирован из двух частей -промышленной и жилой. Первые жилые строения — нынешний, северный район или просто “Север”, как его зовут в народе, были возведены близ химкомбината. Но уже тогда город сложился таким, каким сейчас выглядит Новомосковск.
Основное, что отличает Новомосковск от других городов, это четкая, ясно выраженная планировка улиц и кварталов, утопающих в зелени.