Чудеса начинались уже на устланной бархатным ковром парадной лестнице. Над верхней ее площадкой висела большая позолоченная фигура ангела в натуральный человеческий рост, в горизонтальном положении парила над головами входящих. Удивительно то, что она была никак не прикреплена, а висела свободно. Достаточно было ступить на площадку, чтобы ангел поднял руку, в которой он держал валторну, приложил инструмент ко рту и играл на ней, шевеля пальцами самым естественным образом.
1.
2.
«Десять лет, — пояснял Гамулецкий, — я трудился, чтобы найти точку и вес магнита и железа, дабы удержать ангела в воздухе. Помимо трудов немало и средств употребил я на это чудо». Однако никто опыт Гамулецкого пока повторить не может. Техника же добивается таких эффектов более сложными путями.
Посетители подходили к дверям, ведущим в «кабинет». У дверей стояли механические слуги. Они кланялись гостям и казались совсем живыми. Двери распахивались, открывая длинный ряд комнат, которые отражались в зеркалах, и казалось, что комнатам нет конца.
Стоило присесть на диван, как раздавалась приятная музыка. В тот же момент открывались двери соседней комнаты, и оттуда выходил слуга-автомат, курчавый «чистой крови африканец». Он ставил на стол поднос с напитками и удалялся. Купидон оттачивал стрелу. Из бронзовой вазы появлялся амур, играющий на арфе.
Особенно удивительны были автоматические птицы и животные. Совы махали крыльями. Петух вскакивал на перекладину и, хлопая крыльями, кричал «ку-ка-ре-ку». Из угла, сверкая глазами, лаяла автоматическая собака. Черная кошка выгибала спину и мяукала. По полу, шипя, ползала змея, прыгали жабы, суетились механические мыши и ящерицы.
Но больше всего поражала бронзовая голова «чародея». Она лежала на столе, и с нею можно было разговаривать, задавать вопросы и получать ответы на четырех языках: русском, английском, французском и немецком. Удивительно, что голова не была привинчена к столу. Каждый мог переставить голову в любое место — и она продолжала беседовать с посетителями.
Успех «механического кабинета» превзошел все ожидания. Любопытные часами ждали своей очереди, чтобы посмотреть на небывалые диковинки. «Сей кабинет, – писал современник, – удостоен был посещения разных иностранных принцев и знаменитых особ. И все они были, совершенно очарованы».
Гамулецкий был действительно большим мастером по части конструирования механических «людей» и «животных». Никто ни в России, ни за границей не смог сравниться с ним в этом искусстве. Он умер, дожив без малого до ста лет, и был похоронен на Смоленском кладбище. «Кабинет» просуществовал до сороковых годов прошлого века. Что стало с автоматами Гамулецкого потом, к кому они попали — неизвестно.
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила