Мораль
Мораль у каждого своя. Как фишка ляжет.
Пойду во все тяжкие,
Не в ладу я с гармонией.
До последней рубашки
Все прогуляю в притоне.
Не разборчив я с законами,
Кипят страсти в груди.
Буду делами странными
Заполнять свои дни.
Душа рвется на волю,
На разгульный простор.
Знаю, тяжкая доля,
Я другой не нашел…
Пойду во все тяжкие,
Не в ладу я с гармонией.
До последней рубашки
Все прогуляю в притоне.
Не разборчив я с законами,
Кипят страсти в груди.
Буду делами странными
Заполнять свои дни.
Душа рвется на волю,
На разгульный простор.
Знаю, тяжкая доля,
Я другой не нашел…
- *Lora
- Тысячник
- Сообщения: 1241
- Зарегистрирован: Вт фев 18, 2014 4:18 pm
Daria
Сама считаю моральным только такое поведение, при котором человек не создает неудобств другим людям, даже самым маленьким – это и их жизнь тоже
(не говорю уже о причинении вреда).
И одно отсутствие этого элемента в поведении готова считать аморальным поведением.
Может быть, мой взгляд покажется неглубоким, но все большое, как известно, складывается из мелочей…
Очень актуально и мне тоже кажется, что справедливо.Почтить память жертв, да.
Отдать дань Charlie Hebdo, нет
Сама считаю моральным только такое поведение, при котором человек не создает неудобств другим людям, даже самым маленьким – это и их жизнь тоже
(не говорю уже о причинении вреда).
И одно отсутствие этого элемента в поведении готова считать аморальным поведением.
Может быть, мой взгляд покажется неглубоким, но все большое, как известно, складывается из мелочей…
_____
Лора
Лора
- Mellis
- Тысячник
- Сообщения: 3305
- Зарегистрирован: Пт мар 23, 2012 5:46 pm
- Контактная информация:
Мораль есть покуда существует сдерживающее инстинкты людей государство и его законы. А распадется оно, случись какой-нибудь катаклизм, и во что превратится человек? Много я видела фильмов на эту тематику. Зверем становится человек за редким исключением. Выжить любой ценой - вот что становится приоритетом. Все остальное побоку. Только экстремальная ситуация может показать в каждом из нас его сущность. Мораль и нравственность чаще всего исчезают в такой ситуации как будто их и не было.
Вот поэтому я и люблю фильмы катастроф, что человека они разоблачают и понимаешь, что в основном-то он остался таким же первобытным каким и был в каменном веке. А все остальное это шелуха и лишь легкий налет цивилизации.
Вот поэтому я и люблю фильмы катастроф, что человека они разоблачают и понимаешь, что в основном-то он остался таким же первобытным каким и был в каменном веке. А все остальное это шелуха и лишь легкий налет цивилизации.
- *Lora
- Тысячник
- Сообщения: 1241
- Зарегистрирован: Вт фев 18, 2014 4:18 pm
Mellis
Но на этом форуме хочется поговорить не только о тонкостях этих категорий, но и об их проявлениях в нашем поведении и нашем отношении к этому.
И в оценке наших поступков для меня аморально и безнравственно – одно и то же.
Я вот просто откликнулась на сообщение Daria о событиях во Франции, всколыхнувших весь мир и имеющих прямое отношение к нашей теме.
Для кого-то карикатуры Шарли на пророка Мухаммеда - просто свобода слова, а для кого-то – очень сильное оскорбление, безответственность за гранью дозволенного и провокация. Тут уже и нравственность отдельных людей, и мораль, и политика – все переплелось.
Поэтому и написала, что, предпринимая что-либо, неплохо бы думать и о других людях.
А может, тоже не согласившись с лозунгом "Я ШАРЛИ", просто не доросла еще до "европейских ценностей"...
Конечно, Света, и спасибо за твое краткое напоминание.вам не кажется, что понятия мораль и нравственность не тождественны
Но на этом форуме хочется поговорить не только о тонкостях этих категорий, но и об их проявлениях в нашем поведении и нашем отношении к этому.
И в оценке наших поступков для меня аморально и безнравственно – одно и то же.
Я вот просто откликнулась на сообщение Daria о событиях во Франции, всколыхнувших весь мир и имеющих прямое отношение к нашей теме.
Для кого-то карикатуры Шарли на пророка Мухаммеда - просто свобода слова, а для кого-то – очень сильное оскорбление, безответственность за гранью дозволенного и провокация. Тут уже и нравственность отдельных людей, и мораль, и политика – все переплелось.
Поэтому и написала, что, предпринимая что-либо, неплохо бы думать и о других людях.
А может, тоже не согласившись с лозунгом "Я ШАРЛИ", просто не доросла еще до "европейских ценностей"...
_____
Лора
Лора
- Олюшка
- Тысячник
- Сообщения: 3536
- Зарегистрирован: Вт июн 05, 2012 10:42 am
- Откуда: Россия, Москва
*Lora
Лариса, согласна с тобой!
Наша страна должна жить со своими народами в мире и никого не надо провоцировать.
Хватит нам крови.
Пусть лучше будет мирная лезгинка на Арбате, чем трупы в горах.
<object width="650" height="360"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/v9bgEA3CWw4&fs ... ram><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="never" /><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/v9bgEA3CWw4&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="650" height="360" allowfullscreen="true"></embed></object>
Лариса, согласна с тобой!
Наша страна должна жить со своими народами в мире и никого не надо провоцировать.
Хватит нам крови.
Пусть лучше будет мирная лезгинка на Арбате, чем трупы в горах.
<object width="650" height="360"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/v9bgEA3CWw4&fs ... ram><param name="wmode" value="transparent"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="never" /><embed allowscriptaccess="never" src="http://www.youtube.com/v/v9bgEA3CWw4&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" wmode="transparent" width="650" height="360" allowfullscreen="true"></embed></object>
=========================================================================
Ольга.
Ольга.
Не только, имхо. Экстремальная ситуация всего лишь ярко высвечивает сущность человека. Когда всем и сразу становится понятна степень наличия/отсутствия нравственности и морали.Только экстремальная ситуация может показать в каждом из нас его сущность.
Точно. Чаще всего исчезают. Но есть люди, когда "мораль и нравственность" не исчезают ни при каких обстоятельствах. Поэтому считаю эти качества врожденными.Мораль и нравственность чаще всего исчезают в такой ситуации как будто их и не было.
Тюменка
«А КОГДА Я УМРУ?» РАССКАЗ ДЕТСКОГО ХИРУРГА.
Лет 15 назад ночью забегает к нам в ординаторскую сестра из приёмного покоя.
– Пациент тяжелый во второй операционной!
Я – туда, бригада уже собралась, на столе девочка лет шести. Пока одевался и стерилизовался, узнал подробности. В автоаварию попала семья из четырех человек. Отец, мать и двое детей: близнецы мальчик и девочка. Больше всех пострадала девочка: удар пришёлся в область правой задней дверцы, там где находился ребёнок. Мать, отец и её брат почти не пострадали – царапины и гематомы. Им помощь оказали на месте.
У девочки переломы, тупые травмы, рваные раны и большая потеря крови.
Через пару минут приходит анализ крови, и вместе с ним известие, что именно третьей положительной у нас сейчас нет. Вопрос критический – девочка "тяжелая", счет на минуты. Срочно сделали анализ крови родителей. У отца – вторая, у матери – четвёртая. Вспомнили про брата-близнеца, у него, конечно, третья.
Они сидели на скамейке в приёмном покое. Мать – вся в слезах, отец бледный, мальчик – с отчаянием в глазах. Его одежда была вся перепачкана кровью сестры. Я подошёл к нему, присел так, чтобы наши глаза были на одном уровне.
– Твоя сестричка сильно пострадала, – сказал я.
– Да, я знаю, – мальчик всхлипывал и протирал глаза кулачком. – Когда мы врезались, она сильно ударилась. Я держал её на коленях, она плакала, потом перестала и уснула.
– Ты хочешь её спасти? Тогда мы должны взять у тебя кровь для неё.
Он перестал плакать, посмотрел вокруг, размышляя, тяжело задышал и кивнул. Я подозвал жестом медсестру.
– Это тетя Света. Она отведёт тебя в процедурный кабинет и возьмет кровь. Тетя Света очень хорошо умеет это делать, будет совсем не больно.
– Хорошо. – мальчик глубоко вздохнул и потянулся к матери. – Я люблю тебя, мам! Ты самая лучшая! – Затем, к отцу – И тебя папа, люблю. Спасибо за велосипед.
Света увела его в процедурную, а я побежал во вторую операционную.
После операции, когда девочку уже перевели в реанимацию, возвращался в ординаторскую. Заметил, что наш маленький герой лежит на кушетке в процедурной под одеялом. Света оставила его отдохнуть после забора крови. Я подошёл к нему.
– Где Катя? – спросил мальчик.
– Она спит. С ней всё будет хорошо. Ты спас её.
– А когда я умру?
– Ну... очень нескоро, когда будешь совсем старенький.
Сначала я как-то не понял его последнего вопроса, но потом меня осенило. Мальчик думал, что умрет после того, как у него возьмут кровь. Поэтому он прощался с родителями. Он на все сто был уверен, что погибнет. Он реально жертвовал жизнью ради сестры. Понимаете, какой подвиг он совершил? Самый настоящий. Много лет прошло, а у меня до сих пор мурашки каждый раз, когда вспоминаю эту историю…
ПОСТСКРИПТУМ: ,,Какое счастье, что есть такие детки, настоящие ЧЕЛОВЕКИ! Такой самоотверженности нельзя научиться - с ней рождаются. НАСТОЯЩИЙ МУЖИЧОК!!! Это уже "мужской поступок", дай бог что бы жизнь не затерла таких славных мальчишек... Вот она сила народа в чём - в таких детях и в таких людях!!!"
По интернету гуляет такой рассказ.Выжить любой ценой - вот что становится приоритетом. Все остальное побоку.
«А КОГДА Я УМРУ?» РАССКАЗ ДЕТСКОГО ХИРУРГА.
Лет 15 назад ночью забегает к нам в ординаторскую сестра из приёмного покоя.
– Пациент тяжелый во второй операционной!
Я – туда, бригада уже собралась, на столе девочка лет шести. Пока одевался и стерилизовался, узнал подробности. В автоаварию попала семья из четырех человек. Отец, мать и двое детей: близнецы мальчик и девочка. Больше всех пострадала девочка: удар пришёлся в область правой задней дверцы, там где находился ребёнок. Мать, отец и её брат почти не пострадали – царапины и гематомы. Им помощь оказали на месте.
У девочки переломы, тупые травмы, рваные раны и большая потеря крови.
Через пару минут приходит анализ крови, и вместе с ним известие, что именно третьей положительной у нас сейчас нет. Вопрос критический – девочка "тяжелая", счет на минуты. Срочно сделали анализ крови родителей. У отца – вторая, у матери – четвёртая. Вспомнили про брата-близнеца, у него, конечно, третья.
Они сидели на скамейке в приёмном покое. Мать – вся в слезах, отец бледный, мальчик – с отчаянием в глазах. Его одежда была вся перепачкана кровью сестры. Я подошёл к нему, присел так, чтобы наши глаза были на одном уровне.
– Твоя сестричка сильно пострадала, – сказал я.
– Да, я знаю, – мальчик всхлипывал и протирал глаза кулачком. – Когда мы врезались, она сильно ударилась. Я держал её на коленях, она плакала, потом перестала и уснула.
– Ты хочешь её спасти? Тогда мы должны взять у тебя кровь для неё.
Он перестал плакать, посмотрел вокруг, размышляя, тяжело задышал и кивнул. Я подозвал жестом медсестру.
– Это тетя Света. Она отведёт тебя в процедурный кабинет и возьмет кровь. Тетя Света очень хорошо умеет это делать, будет совсем не больно.
– Хорошо. – мальчик глубоко вздохнул и потянулся к матери. – Я люблю тебя, мам! Ты самая лучшая! – Затем, к отцу – И тебя папа, люблю. Спасибо за велосипед.
Света увела его в процедурную, а я побежал во вторую операционную.
После операции, когда девочку уже перевели в реанимацию, возвращался в ординаторскую. Заметил, что наш маленький герой лежит на кушетке в процедурной под одеялом. Света оставила его отдохнуть после забора крови. Я подошёл к нему.
– Где Катя? – спросил мальчик.
– Она спит. С ней всё будет хорошо. Ты спас её.
– А когда я умру?
– Ну... очень нескоро, когда будешь совсем старенький.
Сначала я как-то не понял его последнего вопроса, но потом меня осенило. Мальчик думал, что умрет после того, как у него возьмут кровь. Поэтому он прощался с родителями. Он на все сто был уверен, что погибнет. Он реально жертвовал жизнью ради сестры. Понимаете, какой подвиг он совершил? Самый настоящий. Много лет прошло, а у меня до сих пор мурашки каждый раз, когда вспоминаю эту историю…
ПОСТСКРИПТУМ: ,,Какое счастье, что есть такие детки, настоящие ЧЕЛОВЕКИ! Такой самоотверженности нельзя научиться - с ней рождаются. НАСТОЯЩИЙ МУЖИЧОК!!! Это уже "мужской поступок", дай бог что бы жизнь не затерла таких славных мальчишек... Вот она сила народа в чём - в таких детях и в таких людях!!!"
DariaПоэтому считаю эти качества врожденными.
Даша, ты знаешь, как я уважаю твое мнение, но вот не понимаю я этого постулата.
Младенец рождается без представлений о добре и зле, о стыде и совести - все это развивается в процессе воспитания.
Наверное, можно говорить о врожденной предрасположенности к тем или иным поступкам, которые с точки зрения морали можно отнести к нравственным или безнравственным? Но так ли это бесспорно?
Какие именно качества личности можно считать врожденными с точки зрения нравственности?
- chanel 5
- Тысячник
- Сообщения: 4219
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2012 4:34 pm
- Откуда: Башкортостан
- Ева
- Тысячник
- Сообщения: 3733
- Зарегистрирован: Чт май 01, 2014 4:05 pm
- Откуда: Подмосковье
Daria
Согласна с Герцогом Анжуйским.
Беларусочка
Даже прослезилась, когда читала рассказ о мальчике. Да, настоящий человек, на которого можно будет положиться в жизни.
Согласна с Герцогом Анжуйским.
Беларусочка
Даже прослезилась, когда читала рассказ о мальчике. Да, настоящий человек, на которого можно будет положиться в жизни.
=====================================================================================
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив как ему хочется.
Франсуа де Ларошфуко
Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив как ему хочется.
Франсуа де Ларошфуко
Nina
Ниночка, это не постулат - иначе я приводила бы ссылку - а мое частное мнение, сложившееся всего лишь из наблюдений. Не более того. Наверное, самым рациональным объяснением наличия врожденных морально-нравственных качеств у человека является факт того, чтоно вот не понимаю я этого постулата.
Как и ты, я об этом только что узнала от нашей просветительницы Гали Беларусочки. Галочка, :yahoo:существует ген совести
12. Альтруизм у людей зависит не только от воспитания, но и от генов
***http://evolbiol.ru/altruism.htm
Прежде, чем применять к человеку какие-то модели, разработанные в рамках эволюционной этики – а эволюция альтруизма представляет собой центральную тему эволюционной этики – мы должны убедиться, что человеческая нравственность имеет хотя бы отчасти наследственную, генетическую природу, что она подвержены наследственной изменчивости, и поэтому на нее может действовать отбор.
На пчелах, бактериях и других общественных организмах, не способных к культурной эволюции, изучать становление альтруизма проще, поскольку сразу можно уверенно предполагать, что разгадка кроется в генах, определяющих поведение, а не в воспитании, культуре, традициях и т. д. С приматами, особенно с человеком, сложнее: здесь помимо обычной биологической эволюции, основанной на отборе генов, необходимо учитывать еще и социальную и культурную эволюцию, основанную на отборе идей, или мемов (в данном случае речь идет о таких мемах, как морально-нравственные нормы, правила поведения в обществе и т. п.)
Исследования последних лет показали, что моральные качества людей в значительной мере определяются генами, а не только воспитанием. Причем необходимо подчеркнуть, что имеющиеся методы позволяют оценивать только «верхушку айсберга» – только те наследственные черты, по которым у современных людей еще сохранилась изменчивость, которые еще не зафиксировались в нашем генофонде. Многие из аллелей, которые обеспечивали рост альтруизма у наших предков, наверняка давно уже зафиксировались, то есть достигли стопроцентной частоты. Они есть у всех людей, и поэтому такие методы, как близнецовый и сравнительно-генетический анализ, уже не могут их выявить.
Ясно, что способность к альтруистическому поведению в основе своей «заложена» в наших генах — ведь кооперация была необходима нашим предкам задолго до того, как они овладели речью и тем самым создали «питательную среду» для распространения и эволюции мемов. Ясно, что практически любой здоровый человек при соответствующем воспитании способен научиться вести себя более или менее «кооперативно» и «альтруистично». Значит, некий генетический «базис» альтруизма есть у всех нас — соответствующие гены прочно зафиксировались в человеческой популяции. Однако до сих пор имеется очень мало экспериментальных данных, на основании которых можно судить о том, в какой фазе находится эволюция альтруизма в современном человечестве: то ли «генетический» этап давно закончился, и сегодня актуальными являются только социально-культурные аспекты этой эволюции, то ли эволюция альтруизма продолжается и на уровне генов.
В первом случае следует ожидать, что наследственная изменчивость людей по признакам, связанным с альтруизмом, очень мала или вовсе отсутствует, а столь очевидные всем нам различия по уровню доброты и порядочности объясняются исключительно воспитанием, условиями жизни и разными случайными обстоятельствами.
Во втором случае мы должны ожидать, что эти различия отчасти объясняются также и генами. «Отчасти» — потому что роль внешних факторов в становлении человеческой личности слишком очевидна, чтобы кому-то пришло в голову ее отрицать. Вопрос ставится следующим образом: оказывают ли индивидуальные генетические различия хоть какое-то влияние на наблюдаемую вариабельность людей по степени кооперативности, альтруизма и взаимного доверия.
В поисках ответа на этот вопрос используется, в частности, близнецовый анализ. При помощи специальных тестов определяют степень альтруизма (или, например, таких качеств, как доверчивость и благодарность) у множества пар однояйцовых и разнояйцовых близнецов, а потом сравнивают сходство результатов у разных пар. Если однояйцовые близнецы больше похожи друг на друга по своей доброте, чем разнояйцовые, это веский довод в пользу генетической природы данного признака.
Такие исследования показали, что склонность к добрым поступкам, доверчивости и благодарности имеет в значительной мере генетическую природу и подвержена наследственной изменчивости у современных людей. Наблюдаемые у людей различия по степени доверчивости и благодарности как минимум на 10–20% предопределены генетически (см.: Доверчивость и благодарность — наследственные признаки).
Доверчивость и благодарность — наследственные признаки
***http://elementy.ru/news/430688
Все это выглядит довольно неутешительно для родителей: получается, что от воспитания в семье «кооперативные» качества ребенка зависят лишь в очень малой степени. Заметно большее влияние оказывают гены, еще большее — те внешние факторы и жизненный опыт, на которые семья повлиять не может. Практический вывод из этого очень простой. Если вы хотите, чтобы ваши дети были добрыми, лучше не стройте лишних иллюзий о «правильном воспитании», а выбирайте себе доброго брачного партнера — так будет надежнее.
ну и.т.д. )))
***http://evolbiol.ru/altruism.htm
Прежде, чем применять к человеку какие-то модели, разработанные в рамках эволюционной этики – а эволюция альтруизма представляет собой центральную тему эволюционной этики – мы должны убедиться, что человеческая нравственность имеет хотя бы отчасти наследственную, генетическую природу, что она подвержены наследственной изменчивости, и поэтому на нее может действовать отбор.
На пчелах, бактериях и других общественных организмах, не способных к культурной эволюции, изучать становление альтруизма проще, поскольку сразу можно уверенно предполагать, что разгадка кроется в генах, определяющих поведение, а не в воспитании, культуре, традициях и т. д. С приматами, особенно с человеком, сложнее: здесь помимо обычной биологической эволюции, основанной на отборе генов, необходимо учитывать еще и социальную и культурную эволюцию, основанную на отборе идей, или мемов (в данном случае речь идет о таких мемах, как морально-нравственные нормы, правила поведения в обществе и т. п.)
Исследования последних лет показали, что моральные качества людей в значительной мере определяются генами, а не только воспитанием. Причем необходимо подчеркнуть, что имеющиеся методы позволяют оценивать только «верхушку айсберга» – только те наследственные черты, по которым у современных людей еще сохранилась изменчивость, которые еще не зафиксировались в нашем генофонде. Многие из аллелей, которые обеспечивали рост альтруизма у наших предков, наверняка давно уже зафиксировались, то есть достигли стопроцентной частоты. Они есть у всех людей, и поэтому такие методы, как близнецовый и сравнительно-генетический анализ, уже не могут их выявить.
Ясно, что способность к альтруистическому поведению в основе своей «заложена» в наших генах — ведь кооперация была необходима нашим предкам задолго до того, как они овладели речью и тем самым создали «питательную среду» для распространения и эволюции мемов. Ясно, что практически любой здоровый человек при соответствующем воспитании способен научиться вести себя более или менее «кооперативно» и «альтруистично». Значит, некий генетический «базис» альтруизма есть у всех нас — соответствующие гены прочно зафиксировались в человеческой популяции. Однако до сих пор имеется очень мало экспериментальных данных, на основании которых можно судить о том, в какой фазе находится эволюция альтруизма в современном человечестве: то ли «генетический» этап давно закончился, и сегодня актуальными являются только социально-культурные аспекты этой эволюции, то ли эволюция альтруизма продолжается и на уровне генов.
В первом случае следует ожидать, что наследственная изменчивость людей по признакам, связанным с альтруизмом, очень мала или вовсе отсутствует, а столь очевидные всем нам различия по уровню доброты и порядочности объясняются исключительно воспитанием, условиями жизни и разными случайными обстоятельствами.
Во втором случае мы должны ожидать, что эти различия отчасти объясняются также и генами. «Отчасти» — потому что роль внешних факторов в становлении человеческой личности слишком очевидна, чтобы кому-то пришло в голову ее отрицать. Вопрос ставится следующим образом: оказывают ли индивидуальные генетические различия хоть какое-то влияние на наблюдаемую вариабельность людей по степени кооперативности, альтруизма и взаимного доверия.
В поисках ответа на этот вопрос используется, в частности, близнецовый анализ. При помощи специальных тестов определяют степень альтруизма (или, например, таких качеств, как доверчивость и благодарность) у множества пар однояйцовых и разнояйцовых близнецов, а потом сравнивают сходство результатов у разных пар. Если однояйцовые близнецы больше похожи друг на друга по своей доброте, чем разнояйцовые, это веский довод в пользу генетической природы данного признака.
Такие исследования показали, что склонность к добрым поступкам, доверчивости и благодарности имеет в значительной мере генетическую природу и подвержена наследственной изменчивости у современных людей. Наблюдаемые у людей различия по степени доверчивости и благодарности как минимум на 10–20% предопределены генетически (см.: Доверчивость и благодарность — наследственные признаки).
Доверчивость и благодарность — наследственные признаки
***http://elementy.ru/news/430688
Все это выглядит довольно неутешительно для родителей: получается, что от воспитания в семье «кооперативные» качества ребенка зависят лишь в очень малой степени. Заметно большее влияние оказывают гены, еще большее — те внешние факторы и жизненный опыт, на которые семья повлиять не может. Практический вывод из этого очень простой. Если вы хотите, чтобы ваши дети были добрыми, лучше не стройте лишних иллюзий о «правильном воспитании», а выбирайте себе доброго брачного партнера — так будет надежнее.
ну и.т.д. )))