Выдающиеся деятели

Ответить
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пн мар 14, 2011 8:09 pm

<span style='font-size:13pt;line-height:100%'>Телеведущего, искусствоведа и главного редактора радио "Культура" Виталия Вульфа похоронят 16 марта 2011 года на Троекуровском кладбище, сообщает "Интерфакс".

Прощание с Вульфом будет проходить в тот же день с 11 часов утра в Центральном доме литераторов. <span style='color:red'>Телеведущий умер 13 марта в Боткинской больнице, в которую был помещен еще в середине февраля. Вульфу было 80 лет. </span>

Вульф родился в Баку 23 мая 1930 года. После окончания школы он намеревался поступить в ГИТИС, но по настоянию отца получил юридическое образование в МГУ. В 1961 году он защитил диссертацию и стал кандидатом юридических наук. В 1989 году он также защитил диссертацию на тему "Американский театр 70-х годов и общественно-политическая реальность" и получил степень доктора исторических наук.

На телевидение Виталия Вульфа пригласил Владислав Листьев. В 1994 году в эфир на Первом канале вышел первый выпуск документальной программы Вульфа "Серебряный шар". В каждом из выпусков передачи ведущий рассказывал о выдающихся деятелях искусства. В 2003 году программа перебралась на телеканал "Россия" и стала выходить под названием "Мой серебряный шар". </span>



Ссылки по теме
- Умер Виталий Вульф – Lenta.ru, 13.03.2011
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пн мар 14, 2011 8:11 pm

Уход из жизни телеведущего, писателя и переводчика Виталия Вульфа на 81-м году жизни в воскресенье, по мнению коллег и близких, стала невосполнимой потерей для всех, кто любит и ценит истинную красоту, духовность и искусство во всех его проявлениях.

Сравни гениальности

Многие называют одним из главных достижений плодотворной деятельности Вульфа - переводы драматурга Теннеси Уильямса, а также открытие широкой публике ряда имен театральных деятелей, забытых или незаслуженно обойденных вниманием специалистов.

Его подвижничество, на взгляд писателя Дмитрия Быкова, сравни гениальности. "Именно благодаря Вульфу Уильямс - вероятно, главный драматург 20-го веке, заговорил по-русски", - сказал РИА Новости Быков. Он пояснил, что Вульф занимался переводами не только пьес, но и "чрезвычайно трудной, истеричной, болезненной прозы Уильямса".

Большую часть своего таланта Вульф посвятил рассказам о великих и трагических персонажах прошлого столетия. И на взгляд Быкова, у него был необыкновенный дар общаться с "великими стариками", которые никого кроме него не подпустили бы к себе.

"То, что он знал их трагические, невыносимые биографии, терпел их капризы, умел рассказывать о них - все это его исключительная способность к контакту и очень тонкое знание человеческой души", - уверен писатель, а его манерность, в которой многие упрекали Вульфа, была неким знаком и вызовом на фоне тотальной неприхотливости эпохи.

В галерее героев Вульфа, о которых он рассказывал в авторских передачах, Черчилль, Рузвельт, Де Голль, Ольга Книппер-Чехова, Ангелина Степанова, Александр Фадеев, Максим Горький, Марина Цветаева, Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Валентин Гафт, Мария Миронова.

Мой друг Виталий Вульф

Одним из таких персонажей стал танцор Николай Цискаридзе, для которого Вульф был, прежде всего, другом.

"Мы познакомились, когда я был совсем молодым и только начинал свою жизнь в Большом театре. Виталий Яковлевич водил меня в театры, музеи, давал читать книги. Для меня общение с ним было своеобразным университетом культуры", - рассказал РИА Новости Цискаридзе, который почти двадцать лет общался с Вульфом.

"Я бывал у него в доме, был один из тех немногих, допущенных в его личное пространство. Мы иногда просто куда-то заходили посидеть, попить чаек, поделиться информацией, обсудить дела театральные. С ним всегда было интересно - он невероятно много знал, обладал прекрасным языком, любил и умел шутить", - добавил танцор.

Еще одним таким "вечным" другом Вульфа была актриса Ирина Мирошниченко - народная артистка РФ, работающая в МХТ им. Чехова. Она напомнила, что Вульф, например, стоял у истоков театра "Современник", был постоянным зрителем Художественного театра.

"Мне довелось около 30 лет играть в спектакле "Татуированная Роза" по пьесе Уильямса, которую перевел и предложил Виталий Яковлевич. Многим будет его не хватать и никто не сможет восполнить то, что делал Вульф", - сказала РИА Новости Мирошниченко.

На ее взгляд, умение Вульфа интересно и просто рассказать о непростых людях в своей передаче делало их популярными не только у профессионалов, но и у простых зрителей, именно этим и объясняются высокие рейтинги всего цикла.

"Кончина Виталия Яковлевича Вульфа - это большая потеря для всех, кто любит и ценит истинную красоту, духовность, искусство во всех проявлениях, будь то драматический театр, балет, литература, живопись. Он был высоко образованным человеком, безумно любящим театр в самом высоком смысле этого понятия", - добавила Мирошниченко, которая также выразила сожаление, что Вульфу пришлось так мучиться в конце жизни.

Вульф был госпитализирован еще 15 февраля, за несколько дней до смерти его перевели в реанимационное отделение столичной Боткинской больницы. По сообщениям ТВ, до последних своих минут Вульф находился в сознании и боролся с болезнью.

Детский взгляд

Герои передач Вульфа из телеформата зачастую переходили в книги, многие из которых она написал в соавторстве с Серафимой Чеботарь. Как рассказала РИА Новости журналист, очеркист и писатель Чеботарь, она знала его с трех лет. Вместе они создали восемь книг: "Женщины-легенды. Они покорили мир", "Великие мужчины ХХ века", "Кумиры ХХ века", "Музы и жены" и другие.

По ее словам, в Вульфе всегда поражало полное отсутствие "звездности", детский взгляд на жизнь, умение радоваться мелочам и при этом огромная эрудиция.

"Он мог ответить практически на любой вопрос и на все имел собственное мнение. Но он никогда не давил авторитетом и мог найти общий язык с людьми разных поколений", - поделилась она.

Чеботарь отметила, что при всей щепетильности в работе, Вульф никогда не позволял себе грубо или резко сделать замечание, всегда поправлял мягко и осторожно.

"Он знал массу интересных историй, которые не входили в официальные биографии знаменитых людей. Вообще, на кого не покажешь, Виталий Яковлевич либо сам знал этого человека, либо был знаком с его знакомым", - отметила собеседница агентства.

Говоря о его пристрастиях, она добавила, что писатель любил путешествовать. "В советское время мы объездили практически весь Союз. Когда стало можно, он часто выезжал во Францию, Италию, Германию. И там тоже были друзья и поклонники", - рассказала она.

Вульф родился 23 мая 1930 года в Баку. Он заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор исторических наук, лауреат премии "Тэфи". Указом Президента РФ награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени.

Первый цикл передач Вульф начал в 1990 году рассказом об актрисе Марии Бабановой. В сентябре 1994 года на телеканале "Останкино" (позднее - Первом), начала выходить его программа "Серебряный шар". В 2003 году он, осознав, что руководство канала теряет интерес к программе, подал заявление об уходе - и буквально на следующий день Олег Добродеев пригласил его на телеканал "Россия".

Новая передача вышла под слегка измененным названием: "Мой серебряный шар".

Всего на счету Вульфа более 200 передач, среди которых истории о Черчилле, Рузвельте, Де Голле, Ольге Книппер-Чеховой, Ангелине Степановой, Александре Фадееве, Максиме Горьком, Марине Цветаевой, Олеге Ефремове, Татьяне Дорониной, Валентине Гафте, Марии Мироновой, Николае Цискаридзе и других.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пн мар 14, 2011 8:18 pm

Я очень любила его передачи!
Очень!
Мне действительно будет не хватать СЕРЕБРЯНОГО ШАРА

Меня всегда поражало, как просто и объемно Виталий Яковлевич рассказывает...

Никогда не видела его с блуждающими глазами (как бывает, когда читают по шпаргалкам)

И никогда не слышала от него повторов - каждый раз, для каждого героя передачи, он находил новые, присущие только герою, слова, шутки, эпитеты...
А примеры из жизни?
У меня сложилось впечатление, что он не просто знаком, а дружен со всеми талантливыми и самыми интересными людьми.

Собственно, его рассказы, при его умении увидеть в человеке самое необыкновенное и самое неординарное - своеобразная КНИГА ВУЛЬФА!
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пн мар 14, 2011 8:28 pm

<span style='font-size:13pt;line-height:100%'>23.05.10 Виталий Вульф. Линия жизни</span>


Накануне своего 80-летия Виталий Яковлевич Вульф рассказал о себе в программе "Линия жизни" телеканала "Культура":

Я как-то прочел у Владимира Ивановича Немировича-Данченко в одном из писем, которые он писал в годы войны своему секретарю, что он за жизнь прожил пять или шесть жизней.
Я думаю, сколько же я прожил жизней за свою долгую жизнь? Много очень разных. Но вначале я просто расскажу, скажем, главную линию. Надо же соответствовать названию.
Я человек дисциплинированный: раз «Линия жизни» так линия. У меня было очень счастливое детство, самый лучший период моей жизни. Я был мальчик, худенький Буратино абсолютно, плохо ел.
Отец был знаменитый адвокат. Он во время перерыва приезжал домой, чтобы меня кормить завтраком. Потому что он один мог мне дать две ложки, и если я съедал, в доме было счастье.

Меня воспитывали мама, папа и папины две сестры, которые приехали в Россию из Лозанны в очень подходящее время - в 1919 году. Они решили найти моего отца, нашли его, сели в поезд и уехали в Баку для того, чтобы из Баку попасть в Лозанну. Но они так замучились в дороге, что, насколько они мне рассказывали, сняли в ханском дворце на 2-м этаже гигантскую квартиру. Решили хотя бы 10 дней отдохнуть.

Они были богатые люди. Мой дедушка был богатым по отцовской линии. Через 4 дня вошли красные, проблема отдыха была снята навсегда. Лозанна существовала только в альбомах, которые мне стали показывать, когда я был уже в 7-м классе. Помню до сих пор, что в столовой висел портрет необыкновенно красивого человека. Я спрашивал: «Кто это?». Они мне: «Мы тебе потом расскажем».

Моя мама была бакинка. Отец ее встретил в Баку, женился, лет 7 у них не было детей, потому что папа не хотел иметь детей. Это была такая пара, которая любила друг друга очень сильно, он считал, что если появится ребенок, то это может изменить все.
Мама была абсолютная противоположность отца.
Отец был нервный, талантливый, великолепный оратор, его знал весь город. А мама была человек очень выдержанной, элегантной, даже в те времена замечательно одевалась, следила за собой. И мама сказала: «Что вы морочите ему голову? Скажите ему, что об этом не надо говорить. Это портрет родного брата твоего отца»
Я говорю: «А почему я его никогда не видел?». - «Потому что он живет в Лозанне. Он заболел туберкулезом в 1912 году, и родители оплатили санаторий вперед на 10 лет. Он учился на скрипке и жил в Лозанне в санатории, ему там купили дом».
Вообще очень забавно устроена жизнь, потому что когда я впервые выехал в туристическую поездку во Францию в 1961 году, то уже не было в живых ни отца, ни одной из моих теток любимых, но мама мне сказала: «Ничего не бойся, напиши открытку по такому адресу, сообщи Евсею (его звали Евсей), что ты в Париже и подумай, где с ним встретиться. Расскажи ему о смерти папы и передай ему».
Она дала мне маленький пакетик, который считала нужным передать ему. Поездка у нас была из Азербайджана, где я тогда жил. Три дня Парижа, а все остальное время Тунис. У нас была очень забавная группа. Была такая знаменитая художница у нас в группе Ахмедова, которая мне говорила: «Виталя, слушай, пойди со мной в магазин, да. Нам дали копейки, я из дома взяла очень много. Но надо Джангиру купить, негодяю, Дадашу и Юле, да».
Я говорю: «Как я могу ходить, когда нам не разрешают ходить вдвоем?». - «Кого ты слушаешь? Ты меня слушай». Я ходил по магазинчикам и на все туристские деньги, которые у меня были, купил себе, тогда было очень модно, плащ-болонья. Я был счастлив, я нацепил на себя плащ-болонья. Апрель, воскресенье…

Я впервые в жизни шагаю по Champs Elysees (Елисейские Поля, – прим. ред.). До этого я бросил открытку своему дяде в Швейцарию, что если Вы хотите меня повидать, то приходите к станции метро «Елисейские поля», теперь она называется станция «Шарль де Голль». Я иду себе, жалею, что у меня уже нет ни копейки.
Я - великий шмоточник, обожаю тряпки больше всего на свете. Когда меня называют интеллектуалом, я думаю: «Люди меня просто не знают».
Я подхожу к этой станции и тут вдруг уходит у меня почва из-под ног - стоит мой папа, а папа умер 5 лет назад.
Такая же манера зачесывать волосы назад, только немножко выше ростом, очень элегантный, и какая-то молодая женщина. Я не выдерживаю, у меня начинаются рыдания, он поворачивает голову и говорит: «Вы Виталий?». Я говорю: «Да». Он говорит: «А я Евсей. Давайте заедем в ваш отель, возьмем ваши вещи и мы улетим в Швейцарию, потом вы из Женевы улетите в Москву».

Он оказался совершенно очаровательный человек, абсолютно ничего не понимавший, что происходит здесь, почему нельзя поехать. Я говорю: «Конечно, нет. Ты сейчас возьмешь такси, довезешь меня не до отеля, а до угла, поедешь дальше, я выскочу. А ночью, если мне удастся выползти из номера, я даю тебе слово, что я приду к тебе на свидание в любое кафе около Гранд-Опера». Потому что я города тогда не знал. Я ждал вечера и ждал, когда заснет мой сосед-азербайджанец, который мне говорил:
«Виталий, я в Баку ложусь спать в 10, ты хочешь, чтобы я здесь ложился в 12. Я уже не соображаю». Во всяком случае, он заснул сразу, я пулей помчался по направлению к Гранд-Опера.

Там была у меня встреча последняя, больше я его никогда не видел. Метро тогда ходило до двух ночи, он меня проводил на станцию метро. Одна остановка до отеля. Я тихонько вполз и прорыдал всю ночь. При этом еще была такая забавная история: принес сумку с подарками для моей мамы, которую он не знал, и для тетки.
Я говорю: «Ты вообще понимаешь, что нам дали 120 франков, и все знают, что я купил плащ-болонью. Поэтому из всего того, что ты сейчас привез, я могу взять вот эту маленькую серебряную пепельницу».

Она до сих пор стоит у меня на книжной полке, и, по-моему, я взял темные очки для мамы. Все. Больше я его никогда не видел. Когда я был в Швейцарии, мне мой двоюродный брат Александр дал адрес, где стоял этот дом, который принадлежал моему дедушке и бабушке. Это уже было в 90-х годах. Я смотрел на этот дом и думал: он ко мне не имеет уже никакого отношения.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пн мар 14, 2011 8:29 pm

- Виталий Яковлевич, если бы героем программы «Серебряный шар» был Виталий Вульф, что Вы главное о нем бы сказали?

- Я бы ничего не сказал о нем. Я бы промолчал. Но если бы уж меня взяли за глотку, я бы сказал, что все-таки главное - это была природная страсть к театру, которая, в сущности, и определила все то, что я сделал в жизни. Мне было 8 лет, когда отец привел меня в театр. Я увидел спектакль и заболел, я бегал в Русский театр драмы три раза в неделю и ходил в Бакинскую оперу. Шла война, наша квартира была переполнена москвичами, которые выехали 16 октября 1941 года из Москвы. Среди наших гостей был когда-то очень знаменитый чтец Антон Шварц с женой, который подарил мне толстый том Пушкина, на котором было написано: «Моему дорогому Виталию для обогащения памяти вообще и обо мне в частности. Антон Шварц». В филармонии во время затемнения я увидел концерт артистов МХАТа, которые приехали из Тбилиси в Баку. Я никогда не забуду волнения, которое испытал, когда было объявлено, что сцену из спектакля «Дядюшкин сон» сыграет Юрий Недзвецкий и народная артистка Советского Союза Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Я подскочил просто: вдова Чехова на сцене! В черном бархатном платье, очень элегантная, седая, совершенно удивительное лицо, низкий голос, не красавица. Но даже тогда я понимал, что в этой женщине есть магия, есть особый шарм.

Когда я жил в Москве, когда приехал поступать на первый курс в Московский университет, я не хотел поступать. У отца были какие-то странные представления, он считал, что надо получать образование. Сегодня это кажется анахронизмом. Почему? Образование, он считал, может дать только юридический факультет. У меня была медаль, меня приняли на юрфак. На юрфаке были в основном люди, прошедшие войну. Такие здоровые ребята, которые делали карьеру. Все были члены партии, среди них я болтался как какая-то такая странная пустышка, которая думает только о том, как бы сбежать и попасть во МХАТ вечером, потому что во МХАТ я ходил почти ежедневно. Никогда не забуду, как мне повезло, что помимо стипендии мне тетя присылала деньги на театр, чтобы родители не знали. Мне было 17 лет. Я купил билет на «Дядю Ваню» с Добронравовым, Ливановым, Тарасовой, Кторовым. На мой взгляд, был гениальный спектакль. Я видел знаменитые немировичевские «Три сестры» десятки раз. Я помню день, когда мне удалось достать билет на «Анну Каренину», - 7 декабря 1948 года, когда я, наконец, не наверху сидел, а в кресле 12-го ряда. Играла Тарасова. Сегодня принято Тарасову ругать, критиковать. Когда один знаменитый критик из нынешних, молодой, не буду называть фамилий, писал бог знает что о Тарасовой, я вспоминал зрительный зал 1948 года, который кричал: «Да здравствует Сталин! Да здравствует Тарасова!».

Это была первая актриса страны. Зал гремел. Женщина сказочного темперамента и сказочной красоты. Когда сегодня мне говорят актрисы, которым до Тарасовой так же далеко, как нам до Владивостока, я им всегда отвечаю: «Вы пойдите в кино, посмотрите фильм "Петр Первый", старый фильм, где она играет Екатерину». За одну сцену со свечой, когда она выходит из комнаты Петра… Так эту сцену сыграть!

- Уважаемый Виталий Яковлевич, не хотелось ли Вам когда-либо играть в театре?

- Очень хотелось. Когда-то очень, когда я был в 10-м классе. Я однажды разыгрывал что-то перед зеркалом в спальне и в финале падал, я учил себя, как надо упасть. В этот момент, к несчастью, пришел папа и увидел, что я лежу на полу. И истерически закричал: «Маруся, что с ним?!». Она говорит: «Это последний акт». И отмахнулась от него. Я говорю: «Папа, ты мне мешаешь, ей-богу». Так что хотелось когда-то.

Надо сказать, что театр всегда занимал меня больше всего и всегда меня интересовал. Я ненавидел этот юридический факультет лютой ненавистью. Всегда писал себе шпаргалки на экзаменах. Когда мне удавалось их достать, я получал пятерки. Когда не удавалось - тройки. Причем я вылезал, как говорится, на обаянии. Я помню, как у нас преподавала такая занятная женщина с челкой рыжей - Зинаида Андреевна Вышинская, дочь знаменитого прокурора Вышинского. Мягким голосом говорила: «Виталий, неужели Вы не могли это выучить?». Я говорил: «Нет». – «Почему?». – «Я не в состоянии это выучить». На работу меня не брали никуда, потому что была эпоха антисемитизма, дело врачей. Юрист, мальчик из Баку? Уезжайте обратно в Баку. Я был молодой, легкомысленный, что меня спасало всю жизнь, и я подумал: «черт с ним, в Баку так в Баку». Но устроиться на работу в Баку было тоже нельзя. Никуда. Я четыре года был без работы - лучшее время моей жизни.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пн мар 14, 2011 8:30 pm

Я ничего не делал четыре года, читал книжки в огромном количестве. Потом умер отец, надо было становиться хозяином дома. Тетушка старела, вторая умерла, мама болела. Меня приняли в Бакинскую адвокатуру. Ко мне хорошо относились судьи, особенно женщины. Я помню, Юсупова была, которая, когда начинала процесс, обычно говорила: «Народный суд… Гюля, ты что написала, а? Народный суд 4-го участка Дзержинского района. Полная тишина зала. В составе судьи Юсуповой и народных заседателей. Твоя как фамилия, быстро говори, а? А твоя фамилия как? И армянки Геворкян рассматривает дело… Встань! И расскажи, что ты украл. Быстро только говори! Жарко». Потом она обращалась ко мне и говорила: «Виталий, эти туфли ты где купил?». - Я говорю: «Как где? В магазине на Торговой». Прокурор говорит: «О чем вы переговариваетесь?». – «По делу! Все ему надо знать, а. Ты говори, мы слушаем тебя, да». Я говорю: «Но он ничего не крал». – «Как не крал?» - «А почему я решила, что он крал?». Она дела никогда не читала. Вообще. Я говорю: «Это же дело о спекуляции». – «Ты спекулянт? Совсем не думала. Такой молодой!». И она всегда меня спрашивала: «Если я дам пять лет, хорошо?». Я говорю: «Он молодой мальчик, ерунда, спекуляция». – «А ты бы сколько дал?». Я говорю: «Три». - «Я дам четыре».
Все это знали в городе, и поэтому там, где я работал в юридической консультации, стояли толпы, потому что все хотели попасть ко мне, чтобы я защищал. Этот период был недолгий, потому что моя мать, мудрейшая женщина, умнее меня раз в сто, считала, что мне надо поступить в аспирантуру. Я ездил каждый год, меня не принимали. Мой отец, по-моему, даже умер после последнего моего захода, когда я получил справку, которую я нашел, кстати, сегодня в ящике стола: «Всесоюзный институт юридических наук. Дана Вульфу Виталию Яковлевичу в том, что он все вступительные экзамены сдал на отлично. Дирекция института не считает возможным его принять в аспирантуру». Отец это пережить не мог, я - с легкостью. Но мать меня заставила в 1957 году приехать в Москву, и я поступил в аспирантуру заочную. Я ездил на 3-4 месяца каждый год, жил в Москве и снимал комнаты у совершенно удивительных людей. Жил одно время у вдовы такого известного в свое время режиссера Художественного театра Вершилова, у дочери мхатовского актера Вишневского - Натальи Александровны. Она вставала обычно в 4 часа дня, совершенно как сомнамбула шла в ванную комнату, приводила себя в порядок, стучала ко мне и говорила: «Будем пить кофе». Оживала она к 12, а потом шли монологи до 4 утра. Я был счастлив, у меня было такое ощущение, что я попал в какой-то особый театральный мир. На стене висел большой портрет Станиславского с удивительной надписью: «Моей дорогой и любимой Таточке. Будь знаменитой артисткой - в отца. Будь чудесным человеком - в мать. И оставайся той замечательной девочкой, которую я полюбил. 22 год, Париж». Наталиша ходила с Анной Андреевной Ахматовой передавать передачи на Лубянку своему сыну. Они во все вносили юмор. Я помню, как Наталиша вернулась и сказала: «Может, нам повезло». Мы спросили: «Гумилев здесь?». Она сказала: «Не знаю, по-моему, нет». - «А вы кто?». Анна Андреевна ответила: «Я его мать». – «Фамилия?» - «Ахматова». - «Вы из постановления?». - «Да». - «Подождите, я его найду. Он здесь». И так передали передачу.

- Виталий Яковлевич, мне кажется, что Вы очень добрый человек и обладаете удивительным даром восхищаться чужими талантами. Но все-таки, как Вы, юрист по образованию, стали своим человеком в театре?

- Вы знаете, это было очень нелегко на самом деле. Потому что юриспруденцией я занимался… Сколько лет прошло? 50 лет тому назад. Это было очень давно, в другом веке просто. Я защитил кандидатскую диссертацию, приехал в Баку, забрал свои вещи и снова уехал в Москву. Больше уже в Баку никогда не возвращался, и снова безработица, и снова попытки где-то пристроить статью. Интересовал меня только театр. Я видел все, что можно было увидеть в те годы.

Помню, как Олег Ефремов мне сказал, а мы подружились во время гастролей «Современника» в Баку, в 1962 году: «Слушай, ты знаешь английский язык, переводи пьесы. Может быть, кто-нибудь и возьмет». Я начал переводить. Первым переводом был пьеса Теннеси Уильямса «Сладкоголосая птица юности».

Была длинная история, как ее не брал один театр, второй. Но в этот момент у Ефремова было очень напряженное отношение с Ангелиной Иосифовной Степановой. Степанова очень отличалась от мхатовских актрис, не потому что она была вдова Фадеева, не потому что она была секретарем парткома. У нее был такой характер, очень властный. Она была очень вежлива, так вежлива, что становилось как-то тяжеловато, если она на тебя посмотрит вежливо.

И Олег мне говорит: «Где эта твоя "Сладкоголосая птица"? Ей она понравится, потому что я не знаю, что ей давать, она от всего отказывается». И он передал ей эту пьесу. Она позвонила мне по телефону: «С Вами говорит Ангелина Иосифовна Степанова». Мы с ней встретились, поговорили о пьесе, и началась наша дружба, которая длилась до конца ее дней. Пьесу поставил Сева Шиловский, ныне очень известный кинорежиссер, тогда он был просто артист и режиссер МХАТа. Последний акт ставил Ефремов.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пн мар 14, 2011 8:32 pm

Когда я начал переводить, то говорили: «Что Вы, это дилетантизм, Вы же не переводчик. Что за глупости? Что он там пишет? Он же не театровед, он не кончал театроведческий ГИТИСа». Я проходил через очень большие тернии. По глупости своей, она тоже существует, я очень переживал. Я, правда, никогда не давал понять, что я переживаю, никогда об этом не говорил. Делал вид, что все замечательно. А потом наступил какой-то момент, когда ты отбрасываешь все совсем и чувствуешь в себе силу. Я, к сожалению, это ощутил, когда мне было 60 лет. Мне 80. Я не скрываю это и спокойно могу сказать, потому что я знаю, что возраст никогда не определяется по паспорту. Ты должен держать себя в форме, ты должен всегда быть хорошо одетым. Ты должен держать спину, должен свою внутреннюю жизнь так определить, чтобы ты был хозяином своей судьбы. Сегодня уже никому не интересно, что я был когда-то юристом. Никому. А то, что я занимаюсь театром, знает вся страна, потому что мне повезло: я на телевидении, я сделал 240 программ телевизионных за это время.

- Виталий Яковлевич, как Вы поняли, что нужно телезрителю, когда начинали «Серебряный шар»?

- Когда начинал, я не знал, что нужно зрителю. Меня просто позвали.

Это было время, когда я много выступал во всяких домах - Дом актера, ЦДРИ, Дом архитектора. Я уже так выползал, что очень раздражало, конечно, кого-то. Иначе нельзя было. Когда я сегодня смотрю свою пленку, такой худенький, ручки вверх-вниз, держать себя не умеет, ничего не умеет, но так зажигательно рассказывает, эмоционально...

У меня был сложный путь именно потому, что я пошел не тогда, когда нужно, туда, куда я хотел. Но сейчас я понимаю, что это, наверно, предопределено было. Потому что нельзя менять линию жизни, она такая, как она сложилась. Институт, куда я поступил на работу младшим научным сотрудником, я уже был кандидат...

Пришел в юридический отдел, через месяц мне заведующая отделом сказала: «Вы же ничего не понимаете. Вы вообще ничего не знаете, я вижу. Вам придется от меня уйти». Я говорю: «У меня к Вам просьба: Вы меня оставьте хотя бы на один месяц еще, чтобы я зарплату получил». На один месяц, пожалуйста. Я печально стоял в коридоре, когда Мераб Мамардашвили, знаменитый сегодня философ, человек огромного таланта, а мы с ним дружили, мне сказал: «Чего ты стоишь такой грустный?». – «Меня выгоняют».
Не помню даже фамилию этой завотделом.

Я вообще никогда не помню, кто мне делал неприятное, я эти фамилии вычеркиваю из внутреннего списка. Он говорит: «Так переходи к нам в отдел. Отдел по изучению общественного сознания». Я говорю: «А что я там буду делать? Там философы, социологи, историки, гиганты. Я кроме театра ничего не знаю». Он говорит: «Знаешь что, занимайся американским театром». Я говорю: «Но это же не впишется никак в план».

Он говорит: «Слушай, напиши так: "Американский театр 70-х годов и общественно-политическая реальность". И занимайся». Сейчас никто не знает, что такое хиппи. Занимайся хиппи. И я с удовольствием стал заниматься хиппи. Первая моя статья вышла в 1967 году в журнале «Театр» - «Вокруг Вудстокского фестиваля». И начался еще один этап жизни. Я потом защитил докторскую диссертацию, стал доктором исторических наук, уехал в Америку. Два года работал профессором Нью-йоркского университета в театральной школе.

Встал вопрос: оставаться там или ехать назад? Я получал большую зарплату, мне так казалось, во всяком случае. Я получал 15 тысяч долларов тогда. Это была большая зарплат за 3 месяца - 5 тысяч долларов в месяц. По американским меркам оказалось, что это ноль. Если ты пойдешь вечером, купишь молоко, сыр, творог, и 30 долларов улетело. Я проработал 2 года, много видел, со многими встречался, подружился с очень многими людьми. И вдруг я почувствовал, что я не могу без России: мне нужна моя квартира, мои друзья, мои книги, Москва.

Я прилетел под новый 1994 год, прилетел в Москву. Вскоре познакомился с Владом Листьевым, подружился с ним. Он меня взял к себе в компанию «ВИД». У него была небольшая комната, тут же сидела одна секретарша, вторая, все время он разговаривал по телефону. И он мне говорит: «Скажите название, нужно название этой передачи. У меня нет в голове названия». Я схватил шарик маленький, в который втыкается ручка и говорю: «Влад, был когда-то Серебряный век. Чем мы хуже? А мы сделаем "Серебряный шар"». Он говорит: «А что это означает?». Я говорю: «Ничего». Он сказал: «Гениально!». Так возник «Серебряный шар».
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пн мар 14, 2011 8:33 pm

- Ваши программы - это настоящее интеллектуальное лакомство. Но откройте один секрет: где Вы черпаете вот эти поистине энциклопедические знания?

- Это очень легкий вопрос. В одном случае я много читаю дневников, писем, езжу в музеи, смотрю архивы. У меня много программ, которые основаны на моем личном общении, что тоже очень помогает. Когда я делал передачу, скажем, об Ангелине Иосифовне Степановой, мне было очень легко, потому что я был первый человек, кому она дала читать письма Эрдмана к себе и свои письма к Эрдману, но никогда не давала читать письма Фадеева к себе. Рассказывала мне очень много. Потом у нас была концертная поездка, где покойный Игорь Васильев, я и она. Я придумал такую программу: в первом отделении я рассказываю о Теннесси Уильямсе, они играют первый акт, а во втором отделении я рассказываю о ней, они играют последний акт. Мы объездили много городов. Были в Киеве, в главном зале, где был такой успех колоссальный. Она мне шепнула: «Нельзя же снова играть акт». Я говорю: «Прочтите что-нибудь». И она, не называя автора, прочла ахматовские стихи:
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою.
За одиночество вдвоем
И за тебя я пью.
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.

Зал сходил с ума. Поэтому в каждом отдельном случае есть свой ключик. Очень мне важно, чтобы я любил своего персонажа. Когда я к персонажу холоден, это видно сразу: у меня холодный нос, я смотрю на себя и себя ненавижу: зачем ты за это взялся? Мне неинтересно. А бывает, когда мне очень интересно. Я помню, когда я делал передачу об Алле Ларионовой, я пригласил ее обедать в Дом кино, мы с ней просидели в Доме кино часов пять, это был незабываемый день. И мне уже не надо было ничего читать, потому что она мне рассказывала потаенные вещи. Я думал: «Как странно, какая степень доверия». Кстати сказать, я думаю, секрет падения нашего театрального искусства сегодня заключается в том, что не только нет больших режиссеров масштаба Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, Таирова, но дело в том, что сегодня женщины-актрисы обыденны, они обытовлены, они все заняты тем, какой они получат гонорар. Они работают в антрепризах. На моих глазах происходит падение, падение мастерства. Это очень сложная и тонкая ткань. Но если ты в материале, если ты все знаешь, тогда легко сесть в кресло и разговаривать. Все зависит от уровня твоего знания о человеке.

- Уважаемый Виталий Яковлевич, какого Вы вероисповедания и как Вы относитесь к религии?

- Я атеист.

- Уважаемый Виталий Яковлевич, счастливы Вы ли в личной жизни?

- Вопрос, остающийся без ответа. Личная жизнь на то и личная жизнь, чтобы не объяснять, в какие периоды она была счастлива и в какие периоды она была несчастлива.

- Поскольку Вам задали вопрос о личной жизни, скажите, что Вы себе позволяете и что никогда не позволите в рассказе о другом человеке?

- Знаете, я позволяю себе очень многое. Надо прямо сказать, я всегда позволял себе очень многое. В разное время разное позволял. Я никого не боюсь, могу все сказать, что, может быть, и не надо говорить в данный момент. И, как все люди, делаю ошибки. Когда-то замечательный американец, драматург Эдвард Олби сказал, что в жизни человека есть две самые важные вещи - любовь и ошибки. Ошибок я сделал много. Что для меня абсолютно исключено и что я не переношу в другом человеке, я не переношу предательства, человеческого предательства. Это переносить нельзя. Человек вычеркивается из твоей жизни, я с ним стараюсь не общаться. Меня много предавали. Много. Я иногда оглядываюсь назад и думаю: «Господи, сколько было людей, с которыми я был очень дружен и близок, как много их ушло». И я ищу в себе, прежде всего, свои собственные ошибки по этому поводу. Наверно, и я был не безгрешен, но я людей не предавал никогда. Предавать нельзя. Вторая ценность, которая для меня крайне существенна, когда я общаюсь с человеком: я очень люблю талантливых людей. Потому что в жизни не ум важен, а важен талант, обаяние, харизма. Это важно. Умных людей очень много, теперь все умны. Сегодня дураков нет абсолютно.

Долго разговаривали сегодня, между прочим. Я не очень хотел в передачу «Линия жизни», как-то старался отойти от этого. Скажу откровенно: я был обижен внутренне. Уже обо всех делали «Линию жизни», о ком только ни делали, а обо мне не делали. Я думаю: нет, теперь и я не буду. А сейчас я доволен, что на это пошел, потому что внимательные глаза, интеллигентный зал, который умеет слушать, умеет воспринимать. Поэтому спасибо, прежде всего, вам за то, что вы меня слушали, а я был с вами сегодня раскован и предельно откровенен.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пн мар 14, 2011 8:51 pm

<a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>


Никогда не интересовалась подробностями его жизни...
Судя по тому, что интернет молчит, у него не было семьи :unsure:

Если кто-нибудь найдет информацию о личной жизни и семье... о детях...
пожалуйста, выложите сюда...
Наверное, я плохо искала...

А эту передачу - ЛИНИЯ ЖИЗНИ - я смотрела в записи (пропустила в программе, и сын записал мне).... смотрела несколько раз... Она мне нравилась...

Поэтому решила выложить ее для вас :cray:
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
Таня
Тысячник
Сообщения: 8196
Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 5:50 pm
Откуда: г.Новомосковск, Тульская область

Сообщение Таня » Пн мар 14, 2011 9:20 pm

Алексей Николаев: Прошу прощения за бестактный вопрос. Если я буду не прав, вы меня поправьте. Говорят, что вы разведены и живете один. Кто помогает вам по хозяйству, насколько я знаю, вы очень беспомощны в быту?


Виталий Вульф: Я беспомощен. Сейчас у меня работает Татьяна Николаевна, уже шесть лет, а до нее работала 26 лет Наталья Павловна, которую я очень любил. Я совершенно не занимаюсь хозяйством, у меня налаженный дом, всегда полный холодильник, чистота, порядок. Я даю деньги, никогда не спрашиваю отчета, прошу, чтобы меня не занимали этими вещами, и действительно ничего не делаю.
Виталий Вульф: "Не всегда правду хотят услышать!" (из интервью 2004 г.)

Алексей Николаев: А кто была ваша супруга?


Виталий Вульф: Она живет сейчас в США, на юге, в Калифорнии. Она - архитектор.


Алексей Николаев: Какие люди вам нравятся, с кем вам приятно общаться?


Виталий Вульф: У меня так мало времени стало с годами. Когда-то я был очень свободен. Чем становлюсь старше, появилась седина, осталось мало волос, у меня совершенно нет времени. Я общаюсь по телефону с очень узким кругом людей, без которых я не могу, поскольку это близкие мне люди, их немного.
Бывает, накроет дикая тоска, встанешь, подойдешь к окну, посмотришь на звезды, решишь изменить свою жизнь – и назад за компьютер.
Аватара пользователя
Таня
Тысячник
Сообщения: 8196
Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 5:50 pm
Откуда: г.Новомосковск, Тульская область

Сообщение Таня » Пн мар 14, 2011 9:32 pm

Виталий ВУЛЬФ: «Я всегда делаю только то, что хочу»


Изображение

ДЛЯ нашего театра и кино Виталий ВУЛЬФ давно уже значит больше, чем просто талантливый переводчик, авторитетный критик и блестящий рассказчик. Без него просто невозможно представить нынешнее телевидение. А сам Виталий Яковлевич не может представить, что у него юбилей. В конце мая знаменитому телеведущему исполняется… Солидная, в общем, дата, на которую наш герой ну никак не тянет.
«Я никогда не пил и не курил»

— ВСЕ дело, наверное, в генах. Мама моя очень молодо выглядела до конца. Я вообще же ничего не делаю для того, чтобы хорошо выглядеть. Ну не считая того, что никогда не курил, не пил. Вел здоровый образ жизни, одним словом. И всегда занимался тем, чем хотел. И искренне никогда не думал о возрасте. Когда мне исполнилось 60 лет, я думал: «Как 60? Кому? Мне?» Это был последний юбилей, который я отмечал. Хотя мои дни рождения всегда любили.

На старой квартире в Волковом переулке (одна комната была 14 м, другая 8) собирались большие компании. Кто там только не бывал — Олег Ефремов, Василий Катанян, Александр Годунов, Юрий Григорович, масса известных и неизвестных людей. А сейчас у меня нет никакого желания отмечать юбилей. Что это за праздник? Я бы много дал, чтобы все об этой дате, наоборот, забыли. Уеду в Париж, буду в свой день рождения в городе, который обожаю.

Знаешь, на самом деле жизнь была очень нелегкой. И когда я иногда, очень редко, правда, вспоминаю что-то неприятное… Я вообще-то себе не позволяю погружаться в депрессию. Как только чувствую ее приближение, беру книжку и забываю о грустном. Я научился избавляться от негативных эмоций. Я их отрезаю.

Период работы на Первом канале был не таким легким. Я понимал, что не очень интересую руководство. Да и получал мало. Нельзя себя, разумеется, сравнивать с массой людей, но на ТВ все-таки другие деньги. Но главное, что я перестал получать удовольствие от работы. Понял, что это мало кому нужно. Одна программа в месяц — это ноль. На втором канале, где я работаю сегодня, мой «Серебряный шар» выходит семь раз в месяц — две премьеры и пять повторов. Здесь другая атмосфера, другое отношение, и я это чувствую. Очень благодарен за это Олегу Добродееву.

Я реально смотрю на вещи. Переворачиваю последнюю главу своей жизни. Кто знает, сколько я еще проживу. А жизнь сама почему-то оказалась трудной. Я был человеком очень доверчивым, очень наивным, легкомысленным. Всегда много читал, всегда тянулся к театру. Любил его. Сейчас этого нет, я охладел к нему. У меня свободный вечер, а мне не хочется в театр. Он стал другим. С его авангардом, кривлянием режиссеров. Понятно, что жизнь меняется, все идет вперед. Но меняется она, к сожалению, не в сторону развития и углубления культуры, а в сторону антикультуры. Все ведь поглотила попса…
«В аспирантуру поступил с четвертого раза»

В адвокатуре удивлялись: молодой парень, Буратино такой, и вдруг стал популярен

Я ОЧЕНЬ отчетливо помню все, что пришлось пережить лично мне. Хотя вот родословную свою знаю плохо. Бабушка и дедушка были состоятельными людьми, но они погибли до революции, поэтому я об этом знаю только по рассказам родителей. Папа, известный юрист, приехал в 1924 году в командировку в Баку. Однажды, прогуливаясь по городу, он помог молоденькой девушке поднять сумочку. Этой девушкой была моя мама. Через неделю они поженились. Поначалу отец категорически не хотел иметь детей. Но после моего рождения, по словам мамы, смыслом его жизни стал я. Все мои желания безоговорочно исполнялись. Единственное, на чем настоял папа, — чтобы я получил не театральное, как я хотел, а серьезное, то есть юридическое, образование.

Я кончил юридический факультет МГУ в очень тяжелое время, еще был жив Сталин. В Москве у меня не было никаких шансов устроиться на работу. И я уехал в Баку, где жили родители. Но и там тоже не было работы по специальности. Пришлось поступить учителем в школу. Два года преподавал логику в двух школах, 47-й и 134-й.

И каждый год ездил в Москву сдавать экзамены в аспирантуру во Всесоюзный институт юридических наук. В 55-м году я получил три пятерки. Папа был еще жив, он меня баловал очень. Я же был единственным ребенком. И вдруг мне сообщают, что меня не приняли. Я сохранил эту справку. «Выдана Виталию Вульфу в том, что он вступительные экзамены сдал на «отлично». Администрация не считает возможным зачислить его в аспирантуру». Для меня это было первое проявление антисемитизма. Других мотивов не принять меня не было.

Я снова вернулся в Баку. Папа не выдержал этого, он переживал за меня и понимал, что преподавание в школе — это не то, чем должен заниматься его сын. Папа умер 25 января 56-го года. Это был первый удар молотком по мне. Я вдруг понял, что мне надо вести дом, содержать маму, теток…
Изображение
Ровно через неделю после смерти отца меня приняли в бакинскую адвокатуру. Лет пять я там проработал. У меня даже дела какие-то остались. От природы у меня был единственный дар — устная речь. Я имел огромную практику, ко мне стояли очереди. Я принимал дома, в папином кабинете. Стал зарабатывать очень много денег. И это вызывало в адвокатуре удивление: молодой парень, Буратино такой, и вдруг стал столь популярен. А мама понимала, что мне все равно надо ехать в Москву. Через год она заставила меня снова поехать сдавать экзамены. В 57-м году я в четвертый раз приехал в Москву. И меня приняли. Но теперь я мог учиться только в заочной аспирантуре.

Москва после смерти Сталина была уже другой. Чувствовалось хрущевское послабление. Я вообще считаю, что Хрущев — недооцененная фигура. Первый человек, разрушивший стену сталинизма. Несмотря на все свои политические грехи, которые у него и были.

Я стал аспирантом. Но уже не мог позволить себе остаться в Москве. В Баку жили мама, тетка — папина сестра, уже была моя личная жизнь. И тогда я стал зарабатывать, откладывать большую сумму денег и на три месяца уезжал в Москву.

«Я уехал в Баку, безумно бездарно распродал вещи и привез маму в Москву»
Изображение
Здесь я снимал комнату в доме на Погодинской улице, в квартире большого режиссера МХАТа Бориса Вершилова. Его уже не было в живых, были живы его вдова и две дочери. Вершилов был учителем Татьяны Дорониной. В его доме я впервые услышал ее имя, там к ней относились как к богине.

И так я ездил взад-вперед: Москва — Баку — Москва — Баку. Одновременно поступил в Институт права Академии наук Азербайджана. В 62-м году защитил кандидатскую диссертацию. Как сейчас помню тему: «Обязанность доказывания в английском уголовном процессе». Но я все это не любил. Каждый вечер болтался по театрам. МХАТ, Малый, Вахтанговский…

А потом в Баку приехал на гастроли «Современник». Я подружился с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Леонидом Эрманом. Когда вернулся в Москву, то первым делом пришел в этот театр, который на долгие годы стал мне вторым домом. И в Баку уже не вернулся. Возникла первая официальная неприятность — мне посылали громовые телеграммы о том, что я обязан вернуться в институт. Чуть ли не к уголовной ответственности хотели привлечь.

С моей стороны это была не наглость и не смелость. Может, было не очень этично не предупредить дирекцию о своем уходе. Но я же не думал, что останусь в Москве. Я женился в тот момент, получил московскую прописку. Меня приняли в московскую коллегию адвокатов. А потом я расстался с женой, и мне стало негде жить. Я снимал углы, денег-то у меня не было. Тяжело было. Длилось все это довольно долго.
«Я 30 лет был БЫЛ «И. О.»

«Только когда Влад пришел в студию на запись и увидел, что никаких бумажек на самом деле нет, поверил, что я каждый раз импровизирую»

В 67-м ГОДУ я открыл газету «Вечерняя Москва» и узнал, что существует такое заведение — Институт международного рабочего движения, который набирает научных сотрудников — кандидатов наук. Я, что называется, с улицы пришел в этот институт, и меня взяли младшим научным сотрудником с окладом 170 рублей. Но это было настолько не по мне… Я советское-то трудовое право плохо знал, а о западном вообще понятия не имел. А институт занимался на самом деле изучением общественного сознания западных стран. И чувствовал я себя в этом секторе права ужасающе. Вдобавок по-прежнему негде было жить.

Помог Олег Ефремов. В это время строили кооперативный театральный дом в Волковом переулке. Попасть в этот кооператив у меня не было никакой возможности, я же никакого отношения к театру не имел. И тогда Олег ввел меня в состав художественного совета «Современника», чтобы можно было вступить в кооператив. И я получил однокомнатную квартиру на первом этаже. Первое, что я сделал после этого, — уехал в Баку, безумно бездарно распродал вещи и привез в Москву маму. Все вроде складывалось хорошо.

А через месяц меня вызвал к себе завотделом института и сказал, что мне необходимо написать заявление об уходе. Такой работник, как я, им не нужен. Вышел я от него, стою в коридоре, глаза полны слез. И идет Мераб Мамардашвили, сегодня он известен как знаменитый философ. А тогда он работал в нашем институте. Директором был член-корреспондент АН СССР Тимофев. Хотя на самом деле никакой он был не Тимофеев. Настоящая его фамилия — Деннис, он был сыном генерального секретаря компартии США Юджина Денниса. Пока его родители занимались тем, что готовили мировую революцию, мальчика привезли в СССР. Он получил псевдоним Тимофеев, из Тима превратился в Тимура. По-английски говорил свободно, но с ужасным акцентом. И он создал этот институт…

Когда Мераб узнал, что меня хотят уволить, то удивился: «Ты что, с ума сошел? Зачем уходить? Ты чем хочешь заниматься? Театром? Так и занимайся. Просто, когда будешь писать тему работы, присобачь слово «социальный». Скажем, «Театр и социальная реальность». И работай себе спокойно».

С Юрием Григоровичем Вульфа связывает многолетняя дружба

Я так и сделал. Подал заявление и перешел в новый отдел, где работали очень образованные люди — философы, писатели. Их уровень был для меня недосягаем, они обсуждали вещи, о которых я понятия не имел. Мы подружились, я стал их таскать по театрам. И вдруг нашего завотделом на два года посылают в Америку. Кто-то должен был возглавить отдел вместо него. Стали обсуждать: кто, что, как. Мераб предложил мою кандидатуру. Он, мол, дипломат, пусть и возглавит отдел. «Как, Вульф же беспартийный», — возразили ему. «Ну и что, пусть будет завотделом с приставкой «и. о.» — исполняющий обязанности», — отвечал Мамардашвили. И я стал «и. о». Мне дали зарплату 300 рублей, очень большую по тем временам. Отдел я возглавлял 30 лет.

Хотя руководитель был никакой, ничем я, по сути дела, не руководил. Но ко мне хорошо относились Тимофеев, его жена. Я часто бывал у них дома. «Виталий, как вы работаете? У вас же нет планов», — журил меня директор. Я что-то отвечал, потом приходил в отдел и просил сотрудников, чтобы они меня не подводили и вовремя сдавали планы. Так на легком обаянии и работал.

В это же время написал первую статью о движении хиппи. Помню, как один из недоброжелателей спросил меня, как я могу писать о хиппи, если я их ни разу не видел. На что я ему ответил: «Простите, а как же пишут о революции? Вы ведь тоже ее не видели?» Принес статью в журнал «Театр». Там проходил практику молодой выпускник ГИТИСа. Звали его Миша Швыдкой. Статья имела большой резонанс…
«Меня отговаривали от возвращения в Россию»

«У меня хорошая квартира, которую оформила Альбина Листьева. Придумала интерьер, сделала все»

Изображение
НА ЗАПАД меня не выпускали, хотя я делал много попыток выехать. Ездил только в социалистические страны — Болгарию, Румынию, Венгрию. Особенно часто ездил в Будапешт, где подружился с одной переводчицей, в доме которой и жил. Много читал у нее из того, что у нас не издавалось. Тогда же у меня родилась идея стать переводчиком пьес. Я понимал, что это единственная возможность приблизиться к театру.

Вместе с Сашей Дорошевичем перевел «Сладкоголосую птицу юности», которая была поставлена во МХАТе. Началась какая-то новая полоса жизни. В это же время в институте я защитил докторскую диссертацию, стал доктором исторических наук.

В 92-м году я отправился в Нью-Йорк преподавать в университете. Мог бы работать там по сегодняшний день, если бы не моя безумная тоска по России. У меня была прекрасная квартира на Манхэттене, куда ко мне приезжали друзья из России. Была работница, которая готовила еду.

Ира Колпакова, знаменитая балерина, работавшая в американском театре балета, отговаривала меня от возвращения: «Ты что, сумасшедший, куда ты поедешь?» А я не мог без дома. Хоть и общался только с американцами, мыслил все равно на русском языке. И к удивлению многих, под Новый, 94-й год вернулся в Москву.
Изображение
До отъезда в Штаты я записал несколько программ на ТВ. А когда вернулся, застал уже развал «Останкино». Но оказалось, что мои программы любит Влад Листьев. Он позвал меня к себе. «Приходите. Но при одном условии: вы скажете, где у вас лежит текст и как вам удается незаметно подглядывать в него». Только когда Влад пришел в студию на запись и увидел, что никаких бумажек на самом деле нет, поверил, что я каждый раз импровизирую.

Начав работать на ТВ, я пережил вторую волну недоброжелательности. Первая была, когда я стал переводить пьесы. Кто он такой, этот Вульф? — раздавались голоса. Почему его ставят? Появлялись статьи, кто я такой, зачем нужен, как могу заниматься театром, не имея театрального образования.

Переживал я это довольно болезненно. Сейчас вспоминаю об этом с улыбкой. А тогда переживал. Были такие дамы… Я вообще всех своих врагов помню. И сдачи даю. Но не сразу… А как против меня накручивали Ефремова, у нас с ним испортились отношения… Все время нужно было бороться.

Да и сейчас есть недоброжелатели. Всем нравиться нельзя. Несколько лет назад одна газета написала, что я сделал программу о гастролях Большого театра и Юрия Григоровича в Австралии за то, что меня «на халяву» взяли в поездку, так и было написано. Не разобравшись при этом, что меня в Австралию послал Влад Листьев, бывший страстным поклонником Грига.

Поэтому я особо ценю отношение зрителей. Чувствую их любовь, когда выступаю. Недавно был в Питере, выступал в 1300-местном зале мюзик-холла. Не было ни одного свободного места.

Много чего было в моей жизни. Были периоды ужасного одиночества, которые я переламывал в себе. Особенно после смерти мамы. Я с ней сдружился в последние годы ее жизни. Когда был мальчиком, больше любил отца и теток, которые баловали меня. А мама заставляла заниматься…

Как перебарывал? Есть один способ — работа. Но только та, которая доставляет тебе радость. Тогда ты сможешь выйти из любого кризиса.

Прожита большая жизнь. Что я накопил? У меня хорошая квартира, которую оформила Альбина Листьева. Придумала интерьер, сделала все. Есть машина, которую меняю каждые четыре года. За руль, кстати, впервые сел в 50 лет. Видишь, получается, у меня был долгий старт…

Зачем обсуждать, что бы я делал, если бы… У моего друга есть внучка, и я неожиданно почувствовал нежность, когда возился с ней. Жалею, пожалуй, только об одном — что у меня нет детей. Я был бы, наверное, сумасшедший отец. Но жалеть о чем-то… Сейчас это нелепо…

Я очень люблю Марину Цветаеву. В мои годы по-особому понимаешь и ценишь ее стихи.

Я знаю правду!
Все прежние правды — прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться!
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чем — поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется, уже земля в росе,
Уж скоро звездная в небе, застынет вьюга,
И под землею скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу.



Игорь ИЗГАРШЕВ
Фото В. ГОРЯЧЕВА и из личного архива
Бывает, накроет дикая тоска, встанешь, подойдешь к окну, посмотришь на звезды, решишь изменить свою жизнь – и назад за компьютер.
Аватара пользователя
Маман
Тысячник
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: Пт окт 01, 2010 12:34 pm
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Маман » Вт мар 15, 2011 5:13 am

Искренне скорблю по Виталию Вульфу...
Мне очень жаль, что не будет больше НИКОГДА его НОВЫХ работ, удивительно глубоких и доброжелательных... Но всегда с ещё большей нежностью я буду пересматривать все программы, так талантливо сделанные им...
Светлая память и вечный покой этому удивительному Человеку....
======================================================================
Я - Людмила
Пока не наступит завтра, ты не поймешь, как хорошо тебе было сегодня.
Нина Ивановна

Сообщение Нина Ивановна » Вт мар 15, 2011 5:33 am

Благодарю вас, Татьяны!

Девочки, Татьяны, большое спасибо за очень интнресные статьи. Читала с большим удовольствием, хотя не пропускала ни одной его передачи, узнала еще что- то новое из его жизни. Для меня этот человек был как проводник в прошлое, где жили интересные люди, его передачи всегда завораживали своей искренностью, чуткой любовью о говорящем человеке. Очень интересный рассказчик. Умница. Виталий Вульф ушел из жизни, но память о нем останется во многих сердцах.
Жаль, что так рано ушел из жизни этот замечательный человек.
Aleksa
Тысячник
Сообщения: 1256
Зарегистрирован: Сб дек 19, 2009 5:55 pm
Откуда: г.Тверь

Сообщение Aleksa » Вт мар 15, 2011 6:13 am

tv4
Таня

Девочки! Какие вы молодцы - умницы!

С большим интересом прочитала о Вульфе. Вроде многое известно, но, когда он ушел из жизни, всё воспринимается совсем иначе.


ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, ЧТО ВСЕ МЕНЬШЕ СТАНОВИТСЯ ЛЮДЕЙ ИСТИННО ИНТЕЛЛИГЕНТНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ, С БОЛЬШОЙ ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРОЙ.

ОНИ, КАК МОСТ, МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВИТАЛИЮ ВУЛЬФУ!
Главное, ребята, сердцем не стареть!<br>Саша - Александра
Аватара пользователя
Lyudmila
Тысячник
Сообщения: 6457
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 7:25 am
Откуда: Украина

Сообщение Lyudmila » Вт мар 15, 2011 7:32 am

Скорблю вместе с вами, вместе с теми, кто любил, уважал и ценил талант Виталия Вульфа!

Вечная память Виталию Вульфу!
Таня
tv4

Спасибо вам за открытие темы о нем!!!

Я сейчас в Японии, точнее, мои мысли и внимание прикованы к Японии!
Я даже не знала, что Вульф умер! Шок!... Жалко, когда такие люди уходят!
Я - Людмила....
------------------
"Память согревает человека изнутри. И в то же время рвет его на части."(Харуки Мураками )
Ответить

Вернуться в «Ушедшие знаменитости»