Является ли философия наукой?

Аватара пользователя
ИванДворник
Форумчанин
Сообщения: 209
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2019 9:46 am
Откуда: Щелковский район МО

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение ИванДворник » Сб апр 27, 2019 8:57 pm

И так, и так мифология, а не наука
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
Аватара пользователя
ИванДворник
Форумчанин
Сообщения: 209
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2019 9:46 am
Откуда: Щелковский район МО

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение ИванДворник » Вс апр 28, 2019 1:33 pm

О философии в духовных учебных заведениях Российской империи, об высоком уровне её преподавания:

В начале XIX века в России сложилась довольно сложная ситуация со светской академической философией. В 1821 году чтение лекций по философии в Московском университете прекращается. Было запрещено преподавание теории познания, метафизики, нравоучительной философии и истории философии. Известно высказывание министра народного просвещения князя С.А. Ширинского-Шихматова: «Польза от философии весьма сомнительна, а вред возможен». Был закрыт философский факультет, первый факультет Московского университета. В 1863 году была восстановлена кафедра философии в рамках юридического факультета, которая занималась преимущественно философией права, и только в 1906 году на историко-филологическом факультете организуется группа философских наук и курс по истории новой философии.
Но, интерес к философии в русском обществе сохранялся. В 20-е-30-е годы XIX века вся общественная атмосфера была пронизана философскими идеями, увлечением немецкой классической философией. Особой популярностью пользовалась шеллигианство, на наш взгляд, в связи с тем, что Шеллинг «пытался переориентировать философию на религию (поставив в центр мироздания, не «чистый разум», а Бога»). Однако, отсутствие возможности получить светское академическое философское образование, с одной стороны, и большой интерес к ней, с другой, приводили к тому, что светская философия развивалась преимущественно на «любительском» уровне, и получить светское академическое философское образование было возможно только в одном из заграничных университетов.
Стоит отметить, что при значительном «прессинге» светской академической философии со стороны правительства, преподавание философии в духовных учебных заведениях поощрялось и осуществлялось на довольно высоком уровне. Философия преподавалась не только в академиях, но и в семинариях, и по довольно широкой программе. Это был единственный тип средней школы с серьезным развитием философского элемента. Как сказал в своей работе прот. Г. Флоровский «Пути русского богословия»: «именно в церковной школе начинается русское любомудрие; и русское богословское сознание проводится через умозрительный искус, пробуждается от наивного сна...».
Философия в духовных учебных заведениях преподавалась в дискурсивном духе, и свт. Филарет Московский требовал «при испытании наблю¬дать, чтобы испытуемые отвечали из ума и знания, а не слепо из учебной книги или записок». Конечно, развитие философии в духовной школе определялось, прежде всего, их церковной задачей, что стесняло философскую мысль, но уже в XIX веке начинается творческое философское движение в духовных школах. Устав 1814-го года предлагал уже в семинариях требовать от учеников анализа философских размышлений представителей различных философских школ. Преподавателям рекомендовалось не давать ученикам слишком подробных записок, отягощающих память и не оставляющих места для самостоятельного развития творческого мышления. В письменных «задачках» или сочинениях, прежде всего, и требовалось «рассуждать», а не излагать знакомую информацию. Устав академии 1814 г. предписывал уже в духовных семинариях разбирать с учениками споры и дискуссии славнейших философов, дабы «дать им понятие про истинный дух философии,... приучить их к философским исследованиям и познакомить с наилучшими методами таких изысканий».
Конечно, академический Устав подчинял философию Откровению, но, это было скорее требование внутренней «иллюминации» или просветления ра¬зума Светом Христовым, чем ограничение самодеятельности философской спекулятивной мысли. Преподавателю философии напоминалось о необходимости поиска «света высшей философии» в христианском учении. И в то же время философия Платона и платоников в том же Уставе характеризовалась как наиболее близкая «истинной философии» и рекомендовалось уделять больше внимания последователям Платона, как в древних, так и современных. Достаточно много времени уделялось изучению философии Аристотеля. Таким образом, история философии изучалась довольно подробно, но в «свете Откровения».
В академиях за ХIХ век сложилась своя философская традиция. Сформировалась обстановка философской наблюдательности и свободы, что отражалось и на, собственно, богословской работе. Таким образом, в духовной школе закладывались основания для систематической философской культуры в России. О высоком уровне академической философской подготовки студентов духовных академий и учащихся семинарий свидетельствует пример, приводимый прот. Г. Флоровским:
«Когда Станкевич начинал изучать Канта, он мечтал о семинаристе...Ка¬кое мучительное положение! Читаешь, перечитываешь, лома¬ешь голову, — нет нейдет! Бросишь, идешь гулять, го¬лове тяжело, мучит и оскорбленное самолюбие, видишь, что все твои мечты, все жаркие обеты должны погибнуть... Я начал искать какого-нибудь профессора семинарии, какого-нибудь священника, который бы помог, объяснил мне непонятное в Канте. Тем более, что это непонятно не по глубине своей, а просто от незнания некоторых психологических фактов, давно признанных и знакомых, может быть, всякому порядочному семинаристу, — а мы, люди, воспламененные идеями, путаемся и падаем на каждом шагу от того, что не мучились в школах» (из письма к М. Бакунину от 7-го ноября 1835-го года)...».
Рассмотрим объем философских дисциплин, преподаваемых в духовных академиях России в ХIX веке. Преподавались метафизика (в состав курса входила и гносеология), логика, история философии, психология, нравственная философия, то есть, практический весь объем философских дисциплин, за исключением философии права. В настоящее время можно выделить 9 философских специализаций (в соответствии с паспортами специальностей научных работников), а преподаются в МДА всего 4 философских дисциплины: философия, история философии, философия религии и философия ХХ века. На чтение философии (базовый курс) в академическом расписании в духовной академии в XIX веке отводилось 10 часов в неделю, не считая дополнительных специализаций, сейчас в МДА весь курс философии - 96 часов. Таким образом, программа философии, с учетом развития и дифференциации философии, несомненно, была объемнее, чем в настоящее время.
Кратко рассмотрим программы психологии и логики в духовных академиях XIX века. Приоритетное значение придавалось тогда психологии, которая на тот момент была философской спекулятивной дисциплиной, а не опытно-экспериментальной, как сейчас. Программа состояла из четырех отделений:
• Учение о душе человеческой;
• О способностях души;
• О состояниях, в каких может находиться душа в настоящей жизни;
• Учение о назначении души.
Как отмечал прот. Александр Гайновский в своей рецензии на программу психологии: «…Как видно из программы, она носит авторский характер и несколько шире, чем было принято, но при этом в программе доминирует кардиочуственная направленность…». Прот. А. Грановский отмечает недостаточность знаний из опытной психологии, которая уже начала формироваться. Таким образом, рекомендовалось в программе обращаться и к новейшим научным исследованиям. Учитывать «выделение» из философии новых научных дисциплин.
Программа логики, составленная прот. Скворцовым включала:
• Историю логики;
• Теорию мышления,
• Теорию познания,
• Методологию или Логику прикладную.
Философия в духовных школах России не сводилась только к трансляции истории философии, на кафедрах духовных академий Санкт-Петербурга, Москвы, Киева Казани активно развивался философский дискурс, результатом которого стала русская духовно-академическая школа философии, философская традиция в которой была близка философии в западноевропейских средневековых университетах. Большое значение в развитии философского дискурса в русской духовной школе сыграла Киевская академия. Это четко отразил в своей работе «История русской философии» прот. В. Зеньковский: «…первое заявление о свободе мысли, о внутренней силе, присущей мысли, исходит от московского учёного XVIII века Феофилакта Лопатинского, питомца Киевской Академии. Не только формальная философская культура развивалась постепенно благодаря Киевской Академии, но, несомненно, зарождались и творческие замыслы... Москва жадно впитывала в себя всё, чем была богата Украина...». Православная догматика, и святоотеческая литература, с одной стороны, создавали ограничения и основные направления размышления, а, с другой, школы и течения западноевропейской философии, позволяли выбирать различные вариации построения «христианской философии». В связи, с чем философскую духовно-академическую школу можно охарактеризовать как философскую теологию. Философская теология – это философия в «свете Откровения». Как говорил проф. Кудрявцев-Платонов «свет Откровения не уничтожает самодеятельности человеческого разума, не ослепляет человека, а делает более ясным его зрение».
В рамках духовных академий сформировалось творчество таких известных русских философов, как: Ф.А. Голубинского, Ф.Ф. Сидонского, И.М. Скворцова, В.Н. Карпова, П.Д. Юркевича, В.Д. Кудрявцева-Платонова, В.И. Несмелова и др. Стоит отметить, что в современных учебниках по истории русской философии русская духовно-академическая школа философии или не освещается совсем или освещается крайне не достаточно. Пожалуй, только в трехтомной работе прот. В.В. Зеньковского представителям духовно-академической школы уделено достаточно много внимания. Удивляет, что в курсе лекций ПСТГУ «Введение в русскую религиозную философию» В.И. Василенко (стоит, отметить достаточно подробно освещающем развитие русской религиозной философии) духовно-академической школе также не уделяется внимания.
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
Аватара пользователя
Vladimir
Тысячник
Сообщения: 1470
Зарегистрирован: Ср апр 04, 2012 2:23 pm
Откуда: Россия

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение Vladimir » Пн апр 29, 2019 10:21 am

ИМХО, наука это свод знаний о части окружающего нас мира.
Эти знания имеют признаки:
1. Не притиворечат др. др.
2. Могут быть подтверждены экспериментом - активным или созерцательным.
3. Могут давать прогноз, в том числе и вероятностный.
4. К настоящему времени не признаны ложными.

О немецкой классической философии ≈ с 8 м 31 сек.

https://rutube.ru/video/4fb3c059c11303d ... e775ced29/
Владимир
Аватара пользователя
ИванДворник
Форумчанин
Сообщения: 209
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2019 9:46 am
Откуда: Щелковский район МО

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение ИванДворник » Пн апр 29, 2019 2:29 pm

Могут быть подтверждены экспериментом - активным или созерцательным.
Это самое главное, верификация. Это признак научности, отличающий науку от метафизики (чистый спекулятивный разум) и от мифологии (вера).
Могут давать прогноз, в том числе и вероятностный
Это тоже важно для научного знания, его практической ценности.
Это ни о чем не говорит, кроме парадигмальности, которая не раз рушилась в период научных революций, сейчас, конкретно, в медицине
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
Аватара пользователя
ИванДворник
Форумчанин
Сообщения: 209
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2019 9:46 am
Откуда: Щелковский район МО

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение ИванДворник » Пт май 03, 2019 8:35 am

В марте 2014 года житель с. Гребнево И.В. Дроздов выступил на Ежегодной научной конференции слушателей и выпускников ФДО ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) с докладом по теме «Критический анализ йоги: православный взгляд». Список исследованной литературы внушителен – это книги Чаттерджи Д., Датта Д., Мюллера М., Эллиаде М., йога Рамчараки.
Доклад по данной теме является весьма актуальным – различные предложения по занятию йогой встречаются на вывесках в Москве, Щелково, Фрязино, многих других населенных пунктах. Как правило, авторы рекламных объявлений предлагают не только гимнастику, но и духовное освобождение. Постараемся понять, что же представляет собой йога с точки зрения традиционного православного мировоззрения, можно ли ей заниматься и какие плоды за этим последуют.
- Иван Викторович, многие считают, что йога – это одна из многих схожих духовных практик, к которым относится и христианская молитва, и боевые восточные единоборства. Давайте попытаемся разобраться – так ли это. Скажите, пожалуйста, что такое йога?
- Термин «йога» восходит к устным традициям ведических учений 9-8 вв. до Р.Х., встречается в текстах и означает «связь, единение, сосредоточение, усилие». Однако индийские специалисты по философии не согласны с таким толкованием и считают, что йога-это разъединение с чувственным миром, иллюзией истинного бытия, достижение душой осознания своего истинного «Я» в процессе этого разъединения. В широком смысле, йога – это экзистенциальная практика, аскетика, средство для достижения этической цели в любой из религиозно-философских систем Индии, состоящая из средств покаяния (нравственного изменения), убиения и подчинения плоти и др.
В целом, в Индии есть шесть религиозно-философских систем «астика», восходящих к индо-арийскому брахманизму. Все они парны: веданта - миманса, санкхья - йога, ньяя -вайшешика. Наряду с классическими системами «астика», которые элитарны, эзотеричны, были доступны только ариям, преимущественно представителям высших варн (каст); в противовес им в среде аборигенов (дравидов) возникают три нетрадиционных системы «настика»: буддизм, чарвака, джайнизм. В каждой из религиозно-философских систем формируется своя аскетика-практика, завязанная на йоге. Йога – это часть религиозного учения индуистских школ.
Цель любой йоги – это «moskha», освобождение. Эту цель, характерную всем системам, лучше всех отразил в своем учении Сиддхартха Гаутама (Будда). Sarvi gana dukha aci (санскр.) – «вся жизнь – страдание». Причины страдания - желания (страсти). И если в буддизме прекращает страдания нирвана, то в йоге санкхьи - читта-вритии-ниродха, т.е. прекращение колебаний (беспокойства ума).
Трудно с этим не согласиться, ведь после грехопадения и изгнания из рая вся тварь стенает, «потому что тварь покорилась суете не добровольно,…. вся тварь совокупно стенает и мучится доныне», и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:20-22).
И в православном вероучении есть страдание, но мы покорились привязанностям мира сего, забыв о Боге, но Бог-Спаситель становится человеком, чтобы мы могли переносить страдания через соединение с Богочеловеком Иисусом Христом в Таинствах Православной Церкви. Спасение наше, освобождение от страстей происходит в синергии с Богом, через обожение, и вся наша аскетика свершается с молитвой и направлена к Богу, ибо мы понимаем, что только своими силами нам не спастись. Для православного учения
страдания – это путь к вечной жизни после смерти, для йогов страдания – это то, чего надо избежать.
Характерны отличия между йогой и православным учение в плане аскетики, систем воздержания. Пищевой аспект православного поста создает нам условия для легкой молитвы, также и в йоге правильное питание облегчает тело, ум для сосредоточения, способствует прекращению колебаний ума. Но у нас пища к Богу не приближает: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1-е Кор. 8:8). В йоге же вы не приблизитесь к «mokha», не устраните колебаний ума, не избавитесь от страстей, не питаясь пищей «саттвас» (злаки, фрукты, орехи, овощи).
- Есть ли понятие Бога в йоге?
- Бог йоги — существо вечное, всеобъемлющее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков. Тот, кто обладает всеведением, есть бог. По сути, бог в индуизме – это – «чистое сознание», лишенное колебаний ума. К такому состоянию и стремятся йоги. Говоря проще, они стремятся к тому, чтобы стать своими силами через чистоту своего ума богами. Например, главное утверждение религиозно-философской школы веданта звучит так: «Я и Брахман есть одно», говоря по-русски, это означает: «Я могу стать Абсолютом». Бог в йоге – это не личность, с которой можно вести молитвенный диалог, а вечное абсолютное состояние, которое они называют истинным, для такого состояния как раз и характерно отсутствие колебания ума. Достигается это состояние посредством соответствующих, направленных на осознание этой истины, последовательных медитаций, в том числе связанных с йогическими практиками. Бог в йоге – это высшая степень, которой человек может достигнуть и через занятия йогой.
Бога Творца, Вседержителя в йоге нет. Без отрицания Бога Творца йоги быть не может. Любая йога отрицает Бога-Создателя, Бога-Личность, Который приходит человеку на помощь. Йога учит, что обращаться к Богу бессмысленно, надо своими силами становиться богом, поэтому для православного верующего такое учение – есть ложное, ведущее к погибели души, к тупику. Поэтому йога не приближает человека к Богу, а, наоборот, удаляет от Него, формирует в человеке магическое стремление, как при грехопадении, «самим, без Бога, стать как боги».
Если где-то на занятиях вам предлагают только гимнастику йоги, то это либо просто красивое модное название, рассчитанное на любителей «иноземных чудес». За таким название никакой йоги нет, потому что в истинной йоге нет разделения гимнастики и духовной практики, настоящая йога – это всегда часть духовных практик. Либо инструкторы вас обманывают и скрывают свои религиозные предпочтения индуистского содержания, говоря только о гимнастике.
Йога и секты
2013 год. Новосибирский районный суд приговорил к 11 годам лишения свободы основателя религиозной секты «Ашрам Шамбала» Константина Руднева. Руднев обвинялся в создании религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан. Вовлечение в секту начиналось с посещения семинаров по йоге, на которых помощники «духовного наставника» отбирали наиболее подходящих для секты людей.
2012 год. Балерина Анастасия Волочкова в эфире ток-шоу Алексея Суханова
«Говорить Україна» призналась, что ее разрыв с мужем Игорем Вдовиным произошел из-за того, что тот попал под влияние йога-секты. «Он изменил образ жизни и ушел из семьи… Он ушел в полную аскезу и реально превратился в зомби», – рассказала Волочкова.
2011 год. Центр Рерихов, распространяющий учение «Агни-йоги», признан судом оккультной сектой. Савеловский суд Москвы не удовлетворил иск, поданный общественной организацией «Международный центр Рерихов» к телеведущему Владимиру Соловьеву. Организация потребовала опровергнуть заявления о том, что центр Рерихов является сектой. В 2010 году в ходе передачи на радио «Вести ФМ» Владимир Соловьев поделился своим мнением относительно центра Рерихов. «Международный центр Рерихов», как организация, распространяющая учение «Агни-йоги», по его мнению, относится к оккультным сектам. В ходе судебного разбирательства адвокаты телеведущего доказали необоснованность претензий. Савеловский суд отказал в удовлетворении иска в полном объеме.
2010 год. В Туле концерт индийской музыки обратился в религиозное мероприятие. «Сахаджа-Йога» провела в Туле очередное культовое мероприятие под видом бесплатного концерта индийской музыки. Концерт проходил в ДК Туламашзавод. Организатором являлась некоммерческая организация «Фонд им. Нирмала Шриваставы». На афишах значилось, что выступать будет ансамбль индийской классической музыки. Зрители должны были насладиться звучанием индийских музыкальных инструментов, увидеть индийские танцы, а также сари-шоу. Такие объявления были расклеены на тульских улицах и в детских музыкальных школах. На деле же введенные в заблуждение туляки попали на очередное религиозное мероприятие. В определенный момент зрителям предложили совершить некие действия, якобы способствующие телесному и духовному здоровью, а в реальности – попросту приобщают их к ритуалу религиозного служения
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
Ответить

Вернуться в «Философия»