Камнерезное искусство

Любуемся творчеством народных умельцев...
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Камнерезное искусство

Сообщение Mila545 » Ср дек 29, 2021 8:18 am

13 scale_1200.png
«Гемма Клавдия» Пятислойный оникс, оправа: золото. Ок. 49 г. н.э. 15,2 × 12 см. Вена, Музей истории искусств
В Европе родоначальниками новейшей глиптики стали итальянцы Витторио Пизано и Донателло — они возвели искусство камнереза на один уровень с ваянием и зодчеством. И это не громкие слова: технология резьбы по камню оставалась той же, что и во времена Пирготеля, на изготовление одной камеи уходили месяцы, иногда годы. Выдающийся итальянский резчик Якопо да Треццо признавался, что «для создания больших камей из агата, превосходящего своей твердостью сталь, необходимо столько же времени, сколько для возведения готического собора».

Не могу не упомянуть еще один шедевр. Малахитовая парюра королевы Дезире была создана в 1820-е года в парижской ювелирной мастерской Simon Petiteau. Первая ее хозяйка - Дезире Клари, супруга первого короля Швеции и Норвегии из рода Бернадоттов.

14 scale_1200.png
Малахитовая парюра королевы Дезире

15 scale_1200.png
Фрагмент


Затейливый орнамент из разноцветного золота окружает резные камеи из малахита на классические сюжеты, сделанные великим датским скульптором Бертелем Торвальдсеном. Набор состоит из из диадемы, ожерелья, большой брошки, пары сережек (одна из которых повреждена, утеряна большая подвеска) и двух браслетов.

В XVIII веке камея появляется впервые в России — Петр I приобрел в Голландии небольшую коллекцию гемм для Кунсткамеры. Так и в России появился большой интерес к глиптике. Резьба по камню выполнялась на Петергофской гранильной фабрике, в те времена фабрика называлась мельницей. В камне тогда преимущественно копировали портреты русских князей. Резной камень в России входит в моду, и резьба по камню официально признается занятием достойным и для высокопосталенных вельмож. Например, ею занималась даже Екатерина II. А жена Павла I Мария Федоровна специально обучалась камнерезному искусству у известного мастера Карла Лебрехта. Она вырезала великолепную камею с изображением своей семьи.

16 scale_1200.png
Мария Федоровна


Великая Французская революция сильно обогатила Эрмитаж: к русскому двору доставляются роскошные камеи принца Конти, Сен-Мориса, Дазенкура, мадам Водевиль... Чуть позже в Северную Пальмиру отправляется коллекция директора дрезденской Академии художеств Ж.- Б.Казановы, брата знаменитого жизнелюба. При этом Екатерина записывает в своем дневнике: «Все собрания Европы, по сравнению с нашим, представляют собой лишь детские затеи».

17 scale_1200.png
Европейская коллекция Эрмитажа.


Собрание к 1795 году возросло до 10 000 камей и 34 000 слепков. Коллекция располагалась в пяти шкафах в каждом их которых было по 100 ящиков.

18 scale_1200.png
Гермафродит в окружении эротов. I в. до н.э. Оникс. 2,1 х 2,6 см. Поступила в 1787 г. из коллекции герцога Орлеанского

19 scale_1200.png

Август, Ливия и Нерон. Середина I в. Сардоникс. Диаметр 8,3 см. Переработана дважды: в 50-е гг. III в. и в эпоху Возрождения. Поступила в 1926 г. из собрания Юсуповых.

20 scale_1200.png
Суд над Орестом. I в. до н.э. Сардоникс. 2,9 х 3,9 см. Поступила в 1830 г. из коллекции А.С. Власова. До 1771 г. принадлежала графу А.Г. Разумовскому.


Однако императрица понимает: России нужны свои мастера... И вот уже «Ея Высочайшим Указом» на Урал снаряжается экспедиция — отныне в Петербург регулярно поставляются самоцветы, из коих придворные резчики изготовляют геммы, по красоте не уступающие европейским. Вскорости уральским умельцам предписывается «не токмо точить камень, но и резать на нем искусно», — екатеринбургский завод становится центром нового промысла. Почти все камеи, изготовленные на Урале, посылались в столицу — в подарок царской семье, обыкновенно на Пасху. Эта уникальная уральская коллекция, равно как и «европейские приобретения» Екатерины, хранится теперь в Эрмитаже. В Академии художеств был организован медальерный класс, где учились и работали талантливые русские мастера по камню.

21 scale_1200.png
Александр первый
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Камнерезное искусство

Сообщение Mila545 » Ср дек 29, 2021 8:20 am

Ну а что сегодня? В наш век прагматизма искусство резьбы по камню, казалось бы, должно кануть в Лету. Работы в этом стиле встречаются очень редко. Глиптика консервативна: пейзаж, портрет, а, если сюжет, то, как правило, по мотивам античной мифологии — вот, собственно, и вся тематика.

Тем не менее древнее искусство живо, хотя сегодня в России работает не более 15 мастеров-резчиков. Технику глиптики каждый освоил самостоятельно — ни одно художественное училище этому не обучает.

22 scale_1200.png
Перстень с инталией. Современные работы

23 scale_1200.png
Перстень с инталией. Современные работы
Камея
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Наталья
Тысячник
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: Чт июл 05, 2018 3:12 am
Откуда: Киев, Украина

Re: Камнерезное искусство

Сообщение Наталья » Ср дек 29, 2021 7:18 pm

Красивое искусство. Люблю камею. Где то есть и брошь.
Наташа.
---------------------------
Любить меня не надо. На уважение надеюсь.
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Камнерезное искусство

Сообщение Mila545 » Сб янв 22, 2022 10:49 am

Уральский художник-камнерез Дмитрий Емельяненко.
Он покорил мир скульптурами из хрупких кристаллов.


1 kvarz-0018.jpg



Недаром в Китае, являющимся древнейшим центром камнерезного искусства, считалось что ремесленник, достигший мастерства в обработке кристаллов кварца, становился настоящим мастером камнерезного искусства. В действительности этот минерал, называемый еще и горным хрусталём, настолько нежен и хрупок, что не прощает даже малейших ошибок мастеру взявшемуся за его обработку. Он также в равной степени щедро вознаграждает и того, кто сумел постичь его природу и подружиться с ним. Таковым мастером и является один из лучших современных уральских камнерезов - . Его потрясающая галерея работ - в этой публикации.

2 kvarz-0019.jpg
Друг. Материал: горный хрусталь, глаза сердолик, подставка долерит. Фрагмент. Автор: Емельяненко Дмитрий


Дело в том, что все камни и минералы, рожденные в недрах земли, уже изначально наделены природой определёнными свойствами, в том числе, цветом, рисунком и фактурой. Поэтому их художественная обработка требует не только большого опыта и мастерства, но и тонкого чутья породы. Старые камнерезы не без основания утверждали: «Нужно понять тайну камня, увидеть его скрытую красоту и суметь ее показать другим». Поэтому чтобы создать настоящее произведение искусства, каменных дел мастер должен работать в соавторстве с природой. Именно такие работы и создает художник-камнерез Дмитрий Емельяненко, подружившийся с кварцем еще вначале своего творческого пути.

3 kvarz-0002.jpg
Уральский камнерез Дмитрий Емельяненко.


Дмитрий Емельяненко (1966) — художник по профессии, мастер камнерезного искусства, член Всероссийской общественной организации союза художников России, награжденный орденом А.К. Денисова-Уральского (2010) за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии лучших традиций российского камнерезного искусства. Более 30 лет он несет в мир невероятную красоту, рожденную в недрах земли, которая в его талантливых руках становится видна и понятна каждому.

4 kvarz-0006.jpg
Бассет. Материал: кварц (горный хрусталь), глаза гранат красный, подставка пирит. Автор: Емельяненко Дмитрий.


Выпускник Свердловского художественного училища, получивший специальность «резчик по камню», в конце 80-х годов начал свою трудовую деятельность на производственном объединении «Уралкварцсамоцветы». Еще тогда Дмитрию пришлось вплотную поработать с этим капризным материалом. И уже тогда его камнерезные работы возымели художественную ценность. К слову сказать, Несколько изделий из горного хрусталя того периода и сейчас являются достойными экспонатами известной московской галереи «Эстер».

5 kvarz-0017.jpg
Единство. 2000 г. Материал: кристалл кварца (горный хрусталь), подставка яшма аушкульская. Автор: Емельяненко Дмитрий.


С тех пор, на протяжении всей своей творческой карьеры, Дмитрий Емельяненко уделяет резьбе по кварцу много времени и сил. На сегодняшний день он один из немногих, кто достиг высшего мастерства в обработке этого минерала. Ярким примером, демонстрирующим высокий уровень профессионализма художника, является камнерезная работа из довольно большого кристалла горного хрусталя под названием — «Единство», созданная в 2000 году.

Основной особенностью этого произведения является то, что фигура на самом деле, вырезана внутри двух половинок цельного кристалла, высотой примерно по 25см. Произведение символизирует единство мужского и женского начала - инь и янь. На первый взгляд может показаться, что фигура вырезана просто с обратной стороны минерала, однако мастер усложнил в разы свою работу, вырезав её внутри.

6 kvarz-0012.jpg
Попугай. Материал: кварц (горный хрусталь), подставка долерит, глаза диаптаз. / Голова таксы. Материал: горный хрусталь, нос цитрин, глаза кварц, тигровый глаз, долерит, подставка долерит. Автор: Емельяненко Дмитрий.


Дело в том, что все камни и минералы, рожденные в недрах земли, уже изначально наделены природой определёнными свойствами, в том числе, цветом, рисунком и фактурой. Поэтому их художественная обработка требует не только большого опыта и мастерства, но и тонкого чутья породы. Старые камнерезы не без основания утверждали: «Нужно понять тайну камня, увидеть его скрытую красоту и суметь ее показать другим». Поэтому чтобы создать настоящее произведение искусства, каменных дел мастер должен работать в соавторстве с природой. Именно такие работы и создает художник-камнерез Дмитрий Емельяненко, подружившийся с кварцем еще вначале своего творческого пути.

Выпускник Свердловского художественного училища, получивший специальность «резчик по камню», в конце 80-х годов начал свою трудовую деятельность на производственном объединении «Уралкварцсамоцветы». Еще тогда Дмитрию пришлось вплотную поработать с этим капризным материалом. И уже тогда его камнерезные работы возымели художественную ценность. К слову сказать, Несколько изделий из горного хрусталя того периода и сейчас являются достойными экспонатами известной московской галереи «Эстер»..


Как видим, любимым жанром мастера на сегодняшний день является анималистика. Причем всем своим творениям мастер придает невероятную натуралистичность посредством тончайшей проработки образов и использования технологии объема живого глаза.

7 kvarz-0013.jpg
Бассет. Материал: кварц (горный хрусталь), глаза гранат красный, подставка пирит.
Голова лошади. Материал: кварц (горный хрусталь), глаза обсидиан, подставка долерит. Автор: Емельяненко Дмитрий.

Нужно также отметить, что статуэтки уральского умельца довольно увесисты. Так, к примеру, работа «Голова лошади» имеет высоту около 30см и весит примерно 2 килограмма. Для создания этой камнерезной работы, был использован кристалл кварца почти 10-ти килограммового веса, что неимоверно усложнило обработку хрупкого минерала. Отсечь ненужное из такой глыбы - в данном случае было весьма и весьма сложно. Тем не менее, мастер с этим справился. Не зря же китайская мудрость уже много веков гласит: «Если ты научился резать кварц ты стал камнерезом».

8 kvarz-0010.jpg
Сокол. Материал: кварц (горный хрусталь). Автор: Емельяненко Дмитрий.

Среди крупных камнерезных изделий Дмитрия Емельяненко, также стоит отметить работу «Сокол», кажущуюся на фотографии небольшой, но на самом деле имеющую высоту около 20см.

Еще одна уникальная камнерезная работа — «Друг», которая представляет собой собаку с большой детализацией проработки, вырезанную из цельного кристалла кварца. Работа, имеющая длину около 30см, очень эффектно смотрится на черной долеритовой подставке, которая как нельзя кстати, подчеркивает красоту резьбы и качество самого полупрозрачного минерала.

9 kvarz-0003.jpg
Бегемот. Материал: кварц (горный хрусталь), глаза сердолик, подставка долерит. Автор: Емельяненко Дмитрий.


Среди небольших камнерезных изделий из кварца - очень оригинальна работа «Мышка на компьютерной мышке». Она также вырезана из цельного кварца, и представляет из себя маленького грызуна сидящего сверху на компьютерной мышке, которая играет роль подставки, что вполне эффектно и со смыслом.

10 kvarz-0011.jpg
Мышка на компьютерной мышке. Материал: кварц (горный хрусталь). Автор: Емельяненко Дмитрий.
Однако художник-камнерез работает не только с горным хрусталем, в его коллекции нередко можно встретить и работы, выполненные из других драгоценных и полудрагоценных камней, которые более прочны и не так сложны в обработке. Вот некоторые из них:

11 kvarz-0014.jpg
Улитка. Материал: раковина яшма орская, улитка халцедон серый, рожки серебро. Автор: Емельяненко Дмитрий.


В 2002 году Дмитрий Емельяненко первым придумал технологию, которую назвал «технология объема живого глаза». Впервые применил эту технологию в своём произведении «Такса».

12 kvarz-0015.jpg
Такса. Материал: кварцит шокшенский, глаза кварц, тигровый глаз, долерит, ошейник серебро. Автор: Емельяненко Дмитрий.

13 2194104079.jpg
Оленёнок. Материал: белорецкий кварцит, глаза черный турмалин. Автор: Емельяненко Дмитрий.

14 kvarz-0009.jpg
Носорог. Материал: яшма казахчеканская (техничка), глаза гранат. Автор: Емельяненко Дмитрий.

15 kvarz-0016.jpg
Лягушка. Материал: яшма казах-чикканская (лягушачья), глаза кварц, тигровый глаз, долерит. Автор: Емельяненко Дмитрий.


В заключение хотелось бы отметить, что резьба по кварцу занимает в творчестве Дмитрия Емельяненко более значимое место, так как художник-камнерез, действительно, достиг огромного мастерства в работе с этими кристаллами, овладев и новаторскими приемами, и совершенной техникой в их обработке.

Именно поэтому творческий почерк Емельяненко узнаваем и на всероссийском, и международном арт-рынке. Его камнерезные изделия популярные объекты для отечественных и зарубежных коллекционеров. К тому же Емельяненко - постоянный участник региональных, всероссийских выставок «Камнерезного и ювелирного искусства Урала», а также международных выставок, прошедших в свое время в Швеции и в Нью-Йорке.
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Лидия
Тысячник
Сообщения: 7288
Зарегистрирован: Ср фев 10, 2010 7:30 am
Откуда: Россия

Re: Камнерезное искусство

Сообщение Лидия » Сб янв 22, 2022 4:09 pm

Очень понравилось. Талант, труд...
Я - Татьяна
Ответить

Вернуться в «Творчество»