Колокола и купола в религии

форум о религиях (христианской, католической, мусульманской и пр.)
Ответить
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Колокола и купола в религии

Сообщение tv4 » Пт июн 04, 2010 12:41 pm

Я очень люблю колокола...
Как-то мне на один из дней рождения подарили диск с записью колоколов... Не сразу поняла - но прослушав несколько раз, осознала всю безмерность и бесконечность Звона...
Начала искать статьи о колоколах и колокольном звоне...
Вообще-то, я до всего правильного и жизненно ценного дохожу значительно позже большинства :wub: Правда, САМА! Но все же позже...
Это я к тому, что скорее всего, для всех это не в новинку...
Но так как любая информация о колоколах не может уменьшиться от количества знающих и увлеченным ими, статью все же размещу - она одна из многих.

====================================================

Звучащая икона

(с сайта Информационного портала Петрозаводской и Карельской епархии)

Раскатистый колокольный звон разливается над Зарекой. Все вокруг будто замирает, внимая гласу медноголосых певцов с колокольни. Сегодня, как и много лет назад, эти звуки возвещают о Пасхальной радости и о Рождении Спасителя, об Успении Пресвятой Богородицы и о Вознесении Господнем, пробуждают в людских душах надежду, выражают скорбь потерявшим близких.

Сегодня наша беседа с теми, кто оживляет колокола Крестовоздвиженского собора – звонарями Еленой Гапоновой и Романом Трусовым.

— У нас уникальная колокольня — начинает беседу Роман, — в основном на ней старые колокола, один из колоколов нашего собора датируется 1896 годом. Как известно, колокольному богатству Русской Православной Церкви был нанесен большой урон – большинство колоколов в 20-30-е годы XX столетия, были или варварски уничтожены, или переданы в музеи. Особенно больно видеть колокол молчащим в музейных стенах... Потому что живет колокол только тогда, когда благовествует в храме. Ведь церковным инструментом он стал еще в V века.

— У колоколов такая древняя история?

Е. Гапонова: – Да, первые колокольчики датируются IV–I веками до нашей эры, и их родиной принято считать Китай. Применяли ими по-разному: вешали на пояс, отпугивая злых духов, употребляли как знак почтения к какому-либо лицу. По-видимому, эти прообразы колоколов попали в Европу по «Великому Шелковому пути». По-разному стал использоваться колокол в европейских городах. Например, по приказу «Колокола чистоты» жители Бонна выходили подметать мостовую, а по сигналу «Преследователя гуляк» в Этампе тушили огни.

Р.Трусов: – Первые христианские колокола появились на Западе в конце IV – начале V веков. По одной из легенд, родиной христианских колоколов является христианский город Нола в провинции Кампань. В предании говорится, что, однажды, возвращаясь домой, св. Павлин Милостивый прилег отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел, как с неба сходят ангелы и раскачивают колокольчики, издающие серебристые звуки. Вернувшись, св. Павлин приказал отлить большую копию полевого цветка. У нас, в России, колокола стали применяться не сразу, примерно с XVI века. Как западное веяние они долго не приживались.

— Но позже русские люди полюбили колокольный звон…

Е. Гапонова: – Да, действительно. Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси. Колокола почитали как атрибут богослужения. В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей. За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ ласково называл благозвучные колокольные звоны малиновыми, красными…

Колокол воспринимали как живой организм, сравнивая с человеком, давали имена – «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол». У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо. И, конечно, у каждого колокола есть свой «характер». Иной раз бывает, что один из колоколов крутится — никак не хочет звонить, а пройдет две-три минуты, колокол «раззванивается» и звон идет как нужно. Кстати говоря, хотя колокола и пришли с Запада, русские литейщики, такие как Оловянишников, смогли найти способ, благодаря которому звон стал намного красивее и благозвучнее, чем в католических странах.

— Чем же отличается католический звон от православного?

Р. Трусов: – У католиков колокол имеет тонкие стенки, и поэтому может звонить только одну ноту. Затем, там и человека-то, наверное, не надо, все механизировано — вращается вал, на котором висит колокол, и язык ударяет беспорядочно. Этот способ не дает четкого ритмичного рисунка как в православном звоне и не позволяет использовать на звонницах большие колокола. На Руси же звук получается за счет раскачивания языка, а не самого колокола, у которого стены всегда были толстыми. Поэтому звучание намного богаче, и звон льется по всей округе.

— В чем предназначение колокольного звона?

Е. Гапонова: – Колокол — это голос Божий, он пробуждает душу, заставляя людей задумываться о смысле жизни. У человека, слышащего колокольный звон, в душе должно что-то меняться. Известны случаи, когда звон колокола предотвращал преступление или самоубийство, приводил к людей покаянию. И, самое главное, колокольный звон созывает верующих на Богослужение, сообщает отсутствующим в храме о времени совершения особенно значительных моментах Литургии.

— Почему же колокола Крестовоздвиженского собора не звонят в особо важные моменты богослужения?

Р. Трусов: – У нас, к сожалению, не отлажена система оповещения. Часто не срабатывает сигнализация, не выдерживая сильные морозы. Во время Крестных ходов м вынуждены ходить по крыше, потому что в момент чтения Св. Евангелия звон, по Уставу, прекращается, затем с началом движения Крестного хода мы вновь начинаем звонить. Но мы хотели бы попробовать в Страстной Четверг Великого поста давать положенное число ударов на каждое чтение страстных Евангелий. Если все получится синхронно, то мы возьмем благословение на звон во время богослужения. Главное, чтобы звон был вовремя.

— Какие есть виды колокольных звонов?

Р. Трусов: – Колокольный звон делится на четыре вида. Благовест — это мерные удары в один из больших колоколов. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный, полиелейный, постный и воскресный. Перебор – погребальный звон, когда звонарь ударяет в каждый колокол в определенной последовательности. Перезвон – это, как и в переборе, мерные удары в каждый колокол, но используется он не как погребальный звон, а вместе с трезвоном совершается перед особо торжественными богослужениями. Трезвон – это звон во все колокола, в один или в несколько приемов. Каждый из этих видов, согласно Уставу церковного звона, имеет свое предназначение.

— То есть все звонари звонят одинаково?

Е. Гапонова: – Это не так. Звон подобен почерку, у каждого звонаря он свой, неповторимый. Даже один звонарь не сможет повторить в точности рисунок звона, который он звонил раньше. Это зависит от погоды – в мороз звучание чистое, похожее на хрустальный звон, в сырую погоду звук колоколов приглушенный. Немаловажный фактор – духовное состояние звонаря и, конечно, его настроение. Часто в праздник звон льется совсем по-другому, нежели в будничный день. Бытует мнение, что у девушек звон более эмоциональный, чем у мужчин. Но всех звонарей объединяет главное — мы не стараемся показать свое умение звонить, мы даем людям возможность услышать красоту звучания каждого колокола.

— Можно ли научиться звонарному мастерству?

Р. Трусов: – Можно, но все делается по воле Божией. По благословению священника каждую Пасхальную неделю звонить на колокольне может любой желающий. Но звонить могут не все. Для того чтобы быть звонарем, обязательно нужно иметь музыкальный слух, чувство ритма и терпение. Во время звона, звук очень сильный, нужно его выдерживать. Наушники мы не используем, поскольку они слишком заглушают звук. Для защиты мы пользуемся ватой.

— Каким был ваш путь на колокольню?

Е. Гапонова: – Это было давно, когда я еще работала библиотекарем и не думала о том, что стану звонарем. В то время при Крестовоздвиженском храме было организовано молодежное движение, и однажды нас благословили подняться на колокольню. Отец Олег Евсеев показал нам, как нужно звонить. Потом я ходила и внимательно наблюдала, как звонил звонарь Алексей, и в один из дней сама попробовала звонить. Позже меня благословили нести послушание звонаря. Быть звонарем нелегко, конечно, устаешь, но эта усталость всегда легкая и радостная. Я звоню уже больше десяти лет, и этот труд никогда не бывает мне в тягость. Напротив, каждый день открывает что-то новое, наполняя душу гармонией и радостью.

Р. Трусов: – Я был рядовым прихожанином Крестовоздвиженского храма, но однажды возникло желание увидеть колокола, я взял благословение и поднялся на колокольню. Первое время ничего не получалось, учиться было тяжело. Но помощь Лены, желание стать звонарем и внутренняя уверенность, что именно здесь мое место, придавали сил и терпения. И вот я звоню уже пять лет. Каждый подъем на колокольню, каждый удар колокола дает духовную радость.

— И, наконец, обладает ли колокольный звон лечебными свойствами?

Е. Гапонова: – Безусловно. Даже если обратиться к истории — раньше на Руси города и деревни, где во время эпидемий звонил колокол, болезни обходили стороной. В наше время ученые то, что опытно знали наши предки – колокольный звон уничтожает болезнетворные микроорганизмы, улучшает духовное и физическое состояние человека. Иногда приходишь в храм, усталый, разбитый, а после звона чувствуешь подъем сил. Во время звона на колокольне влечет к молитве. А это очень важно. Звонарь должен быть на колокольне не только заботливым хозяином, но и сам должен постоянно духовно возрастать, укрепляться в вере. Ведь он своего рода проводник между земным и небесным.

Поднявшись на колокольню в полумраке по старым, скрипящим ступенькам, я увидела главных героев беседы — колокола. Их молчание прервали умелые движения Елены Гапоновой и Романа Трусова. И вновь раздался колокольный звон, пробивающийся через все преграды и препятствия, колокольный звон, олицетворяющий русское раздолье, колокольный звон, о котором звонари Крестовоздвиженского собора могут говорить бесконечно. «Наши колокола, родные и любимые, изученные до малейшей детали, стали словно членами моей семьи, к ним я готова приходить каждый день в любую погоду», — сказала на прощание Елена Гапонова.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
милюда
Тысячник
Сообщения: 1036
Зарегистрирован: Пн май 31, 2010 3:54 pm
Откуда: Россия Кузбасс

Сообщение милюда » Пт июн 04, 2010 2:05 pm

Я с мужем была в Каунасе и мы слушали "концерт" колоколов. Там на площади (не помню названия-это было в 1986 г.) ежедневно в 16 часов звучит колокольный "концерт " около часа. Какое же это чудо! Не описать. Как будто заново рождаешься. Мы там были 5 дней и всегда ходили слушать, и всегда было много желающих послушать, не только приезжие, но и местных много. Я часто вспоминаю эти колокольные "концерты". Они "играли" классическую музыку. Это было прекрасно. И подарок с колокольным звоном- это очень здорово!
Счастье - как здоровье, когда его не замечаешь - оно есть!<br><br>Людмила<br>
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пт июн 04, 2010 7:30 pm

милюда
Светлана
tatianna

Колокола - это чудо!
Почему колокольный звон не отнесли к Чудесам Света? :unsure:
Главное, что они делают - лечат душу...
Болезни, которые излечиваются колокольным звоном - нервно-психические... в том числе, заикание...

Светочка, Настенька молодец! Я ей по-хорошему очень завидую - мне сложно это осуществлять
( подниматься на колокольню, слушать лекции - сейчас ведь много специальных школ по обучению колокольному звону... ну и вообще, по истории колоколов и их месту в Истории православия)
по целому ряду причин :(

Когда я слушаю колокола, я просто растворяюсь в этих неземных звуках... как будто сама становлюсь нотой :wub: и мысли начинают приходить совсем необычные... даже картины в голове появляются...

Не умею я все это пересказать - лучше послушать :)
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Фото церквей, соборов...

Сообщение Mila545 » Вс окт 13, 2019 9:15 am

Всегда удивлялась почему православные храмы такие все разные и вот встретила такую информацию, думаю, что это будет интересно и познавательно.

Почему на православных храмах купола разного цвета и формы, что означает их количество

Православные храмы всегда впечатляли своей величественной красотой, особенными архитектурными элементами и, конечно же, своими удивительными куполами, венчающими культовое строение. Чаще всего они ослепляют золотым блеском, однако часто встречаются синие, зелёные, а иногда и чёрные купола. Да и количество их может быть разным. При этом выбор цвета и количества куполов православного храма – это совсем не прихоть архитектора.
Вложения
270458117.jpg
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Фото церквей, соборов...

Сообщение Mila545 » Вс окт 13, 2019 9:24 am

Цвет куполов

Следует заметить, что не только цвет куполов является символичным, но и цвет внешних стен храма. Белый – служит знаком того, что храм был освящён в честь Преображения или Вознесения, голубой – в честь Богородицы, красный - великомученикам, зелёный – преподобному, а жёлтый – святителю.

Чаще всего храмы и церкви увенчаны золотыми куполами, которые являются символом вечности и славы небесной. Уже при закладке фундамента было ясно, кому или чему будет посвящён храм, и в соответствии с этим впоследствии выбирался цвет купола. Золото – это посвящение Иисусу Христу или великим православным праздникам. При этом в прошлом купола действительно покрывались золотом, которое сначала растворяли в ртути, а затем готовую смесь наносили на подогретые медные листы. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был покрыт именно таким способом, а на позолоту куполов ушло 100 килограммов драгоценного металла.

Если православный храм покрыт синими куполами с разбросанными по ним звёздами – это обозначает посвящение Богородице. Звёзды напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей мир о рождении Спасителя, а синий цвет является символом непорочности Девы Марии. Иногда можно увидеть просто синие купола, как на Троицком соборе в Санкт-Петербурге. Изначально его строили для Измайловского полка, офицеры которого носили форму такого же синего цвета.

Зелёные купола, являющиеся символом Святого Духа, венчают храмы, посвященные Святой Троице или православным святым. В честь святых устанавливают так же купола серебряные, обозначающие святость и чистоту.

Купола чёрного цвета можно встретить обычно на территории православных монастырей. Чёрный в данном случае и является символом монашества.

Не слишком часто можно встретить и купола многоцветные, как на соборе Василия Блаженного или храме Спас на Крови. Яркие краски призваны напомнить верующим о красоте и сиянии Небесного Иерусалима.

Крестовоздвиженский собор.

Кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери в Чите.

Троице-Измайловский собор.
Вложения
Крестовоздвиженский собор..jpg
Кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери в Чите..jpg
Троице-Измайловский собор..jpg
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Фото церквей, соборов...

Сообщение Mila545 » Вс окт 13, 2019 9:36 am

Форма куполов

Узнаваемая сферическая форма является символом вечности, а вот купола, похожие на шлем, напоминают прихожанам о необходимости всегда быть в Божьем всеоружии.

Если же на храме установлен купол, напоминающий своей формой луковицу, то это является символом молитвы и стремления к небесам. Некоторые исследователи считают: подобная форма купола напоминает пламя православной свечи.

На храмах и церквях, построенных в XVI веке, часто не устанавливали привычные купола, а возводили храм со своеобразным шатром, который был и остаётся символом Богородицы и Небесного Света.

Морской собор в Кронштадте.

Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском.
Вложения
Морской собор в Кронштадте..jpg
Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя..jpg
Церковь Вознесения Господня в Коломенском..jpg
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: Фото церквей, соборов...

Сообщение Mila545 » Вс окт 13, 2019 9:42 am

Количество куполов

На православных храмах может быть разное количество куполов: от одного до тридцати трёх, но при этом никогда нельзя увидеть церкви с четырьмя или шестью куполами. Количество неизменно является символом определённого понятия. Один купол – это единство Бога, два символизируют одновременно человеческую и Божественную сущность Спасителя, три – Святую Троицу.

Пять куполов напоминают православным верующим об Иисусе Христе и четырёх евангелистах, а семь говорят о количестве таинств церкви, точно так же, как девять – о числе ангельских чинов.
Если же на храме установлены сразу тринадцать куполов, то они обозначают Спасителя и двенадцать апостолов, в то время, как 33 купола – это количество лет, которые провёл Иисус на земле.

Небольшое село Кукобой, расположенное почти за 200 километров от Ярославля, в начале XX века привлекло к себе всеобщее внимание. Там был построен храм, по красоте и размерам не уступающий петербургскому собору Спаса на Крови, да и не удивительно – ведь проектировал его сам архитектор Высочайшего двора и директор Института гражданских инженеров Василий Антонович Косяков.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/111019/44384/

Церковь Пимена Угрешского в Николо-Угрешском монастыре.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь в г.Серафимович Волгоградской области.

Храм в селе Кукобой
Вложения
Церковь Пимена Угрешского в Николо-Угрешском монастыре..jpg
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь в г.Серафимович Волгоградской области..jpg
Небольшое село Кукобой.jpg
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Лидия
Тысячник
Сообщения: 7288
Зарегистрирован: Ср фев 10, 2010 7:30 am
Откуда: Россия

Re: Фото церквей, соборов...

Сообщение Лидия » Вс окт 13, 2019 11:32 am

Как интересно!!! Полезная информация. Не просто так строили и строятся церкви, храмы... Свои законы.
Я - Татьяна
Аватара пользователя
nadezhda
Тысячник
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: Вс апр 25, 2010 6:00 pm
Откуда: Москва

Re: Фото церквей, соборов...

Сообщение nadezhda » Вс окт 13, 2019 3:33 pm

Очень интересно! Спасибо!
Аватара пользователя
Solnce
Тысячник
Сообщения: 2877
Зарегистрирован: Пт июл 27, 2012 3:43 pm
Откуда: Подмосковье

Символика куполов православных церквей

Сообщение Solnce » Чт сен 30, 2021 5:27 pm

Христианская религия наполнена особыми знаками,которые она воплотила в архитектуре храмов.
Не каждый верующий знает какой смысл вложен в форму,цвет и количество куполов православной церкви.

Цвет куполов:

Золотой
Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлёвские соборы- Успенский,Благовещенский,Архангельский. Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.
Изображение

Синий со звездами
Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы , построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле. Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.
Изображение

Зеленый
Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николой Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом. Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле  — один из ключевых памятников местной школы XVII века.
Изображение

Серебряный
Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под
под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного.Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.
Изображение

Черный
Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в  стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева.Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.
Изображение

Многоцветные
Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови ы Петербурге и собора Василия Блаженного в Москва.Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили.
Изображение
...............................................................................
Самое главное предназначение человека-быть самим собой (с)
Я-Людмила
Аватара пользователя
Solnce
Тысячник
Сообщения: 2877
Зарегистрирован: Пт июл 27, 2012 3:43 pm
Откуда: Подмосковье

Re: Символика куполов православных церквей

Сообщение Solnce » Чт сен 30, 2021 5:30 pm

Форма куполов:

Сферический
Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор- место крещения Александра Пушкина.
Изображение

Шлемовидный
Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Перта и Павла в Смоленске.
Изображение

Купол-луковица
православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.
Изображение

Шатер
Шатёр вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры -церковь Вознесения в Коломенском.
Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.
Изображение
...............................................................................
Самое главное предназначение человека-быть самим собой (с)
Я-Людмила
Аватара пользователя
Solnce
Тысячник
Сообщения: 2877
Зарегистрирован: Пт июл 27, 2012 3:43 pm
Откуда: Подмосковье

Re: Колокола и купола в религии

Сообщение Solnce » Чт сен 30, 2021 5:42 pm

Количество куполов:

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них 
-церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимере. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.
Изображение

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.
Изображение

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьевого монастыря -старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище
Изображение

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них  Успенский собор во Владимере - и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.
Изображение

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске -главный собор Донского казачества  и Крестовоздвиженский собор Белогорского Никоваевского монастыря под Пермью.
Изображение

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают Храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский собор Московского Кремля.
Изображение

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо- Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.
Изображение

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом— копию утраченного карельского Покровского храма.
Изображение

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волжской области-этоПреображенская церковь Усть- Медведицкого Спасо- Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в  Кижах.
Изображение

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.
Изображение
...............................................................................
Самое главное предназначение человека-быть самим собой (с)
Я-Людмила
Ответить

Вернуться в «Наша религия»