История моды

Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

История моды

Сообщение Mila545 » Чт авг 12, 2021 8:14 am

Недавно я случайно встретила материал о истории моды. Я очень многое не знала и даже не подозревала о названиях аксессуаров, да и разные части в нашей одежды звались совсем по другому. Поэтому я решила открыть на нашем форуме тему, где стану размещать интересное об истории нашей моды, о истории создания женской и мужской одежды...

А для начала поведаю, что в Европе название цвета материи привязывали к чему угодно и даже к военным событиям.

Вообщем: Что? Где? Когда? и Как?

Рассказ о старинных названиях цветов материала из которых шили одежду. Могу только предположить,что ни я, наверное и не все вы такого не слышали.
Мы привыкли к названиям: белый; желтый; зеленый; синий; красный; коричневый; черный и пр.



О старинных и странных названиях цветов материи.

Начну пожалуй с цветов, которые подвязаны к птицам
scale_1200 (21).png
Слева - портрет актёра Максимилиана Корна, Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1828. Справа - портрет Хосе Иеронима родгигеса, Хосе Хиль де Карстро, 1826. (сс) Wikimedia Commons.

На одном фрак зелёный с чёрными отворотами, на другом - чёрный.
Вороний глаз – чёрный. Писатель Теофиль Готье, который побывал в России в середине XIX века, описывал экипажи так: "В основном дрожки цвета вороньего глаза, и по основному тону идет сетка из голубых или зеленых (цвета русской зелени) нитей накрест с зелеными же нитями цвета неспелого яблока". Сразу целая поэма названий, правда?
А Раиса Кирсанова пишет об этом цвете, как об особом оттенке, который "рекомендовался для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было только применяя высококачественную шерсть. Низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок, который сразу указывал на истинную цену ткани и претенциозность обладателя такого костюма". Словом, глубокий чёрный цвет!

Голубиной шейки - оттенок серого. Пожалуй, и сейчас его используют.
Куропаткины глаза – светло-красный или насыщенно красно-оранжевый.
Последний вздох жако – жёлто-рыжий оттенок. Они, конечно, серые, но... Согласно легенде, перед смертью глаза попугая жако желтеют. На самом же деле, как понимаю, радужка постепенно меняет цвет с возрастом, и становится жёлтой у взрослых птиц.
Райской птицы – соломенно-желтый. "Один из желтых цветов ныне называют райской птичкой, потому что он похож на цвет крылышек и хвоста райских птичек".
В 1826 в "Московском телеграфе" писали: "В театре, дамы, которые одеваются хорошо, бывают в гроденаплевых платьях, цвета желтого — райской птички". Это эпоха любви к ярким платьям и непривычным до того сочетаниям оттенков!
scale_1200 (12).png
Модные гравюры, изображающие платье для ужинов и платье для прогулок, из цикла "The Repository of Arts", 1826. (с) Из коллекции Окружного музея искусств Лос-Анджелеса

Вот ещё один прекрасный пример. "Тукановый"!
Тукановый - оттенок оранжевого, который вошедший в моду в 1829. Из модных цветов он "самый новейший"! "Названный по имени тукана, бразильской птицы, у которой шея оранжевого оттенка". Думаете, его предлагали сочетать с чем-нибудь сдержанным? Ан, нет! "К тукановому цвету в газовых лентах прекрасно идёт красно-вишнёвый".
Чижиковый - оттенок жёлтого. Снова жёлтый! "Модный цвет лощёных перчаток - чижиковый", писали всё в том же "Московском телеграфе" в 1829.
scale_1200 (13).png
Модные гравюры, изображающие вечернее платье и платье для прогулок, из цикла "The Repository of Arts", 18269. (с) Из коллекции Окружного музея искусств Лос-Анджелеса
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Чт авг 12, 2021 8:25 am

Не обошлось и без таких великолепных птиц, как павлины!
Павлиний - синевато-лиловый.
А есть и более старинный вариант названия! Тут уже можно нырнуть вглубь веков. Таусинный – от старинного слова, означавшего "павлин". "Однорядка тёмно-вишнёва, подпушка камка таусинна..." Есть также варианты тагашинный, тагашовый. Это синевато-лиловый оттенок.
Интересно, что согласно словарю Даля – это тёмно-синий. А вот согласно Новому словарю русского языка – тёмно-синий с вишневым отливом.
scale_1200 (14).png
"Втёрся парень в хоровод, ну старуха охать", Андрей Рябушкин, 1902. (сс) Wikimedia Commons.

Самые неаппетитные старинные названия цветов

Извините, но из истории моды слов не выкинешь! Расскажу вам про два старинных названия оттенков. Один имеет отношение к птицам, другой - к детям, а вернее, весьма конкретному мальчику.

Мердуа

Звучит-то как, а? Красиво! Если не знать французского. :) Впрочем, могу предложить другой вариант того же названия: "Caca d'Oie", "кака д'уа". Это... "цвет гусиного помёта". Ну а "мердуа" (или "мердоа") - вариант упрощённый и более грубый.
И XVIII, и XIX века обожали необычные названия цветов, и уж если цвет есть... То надо же его как-нибудь назвать? Итак, это "жёлто-зеленый с коричневым отливом цвет".
scale_1200 (15).png
Не то чтобы эта гравюра 1787 идеально соответствовала описанию... Но более подходящей пока не встретилось!

В русский язык из французского он проникает ещё в XVIII веке.
В пьесе Якова Княжнина "Чудаки" героиня заявляет:
Я не хочу любить
Того, который всё исподтишка вздыхает,
Который робкими шагами подступает,
Которого любовь как будто хочет красть.
Он сердца не берет, а щиплет всё по точке:
Во фраке мердоа и в розовом платочке.
А в одном из эссе в "Библиотеке для чтения" в 1845, где автор, помимо прочего, размышлял о любви русских ко всему яркому, этот цвет описан весьма завлекательно! Мол, любят у нас фраки "цветные с искрой: золотою, по какому-нибудь тёмному фону, или золотою по зелёному, что называлось у нас "мордоре" и "мердуа".
Не просто, понимаете, "гусиный помёт", а зелёный с золотыми искрами! :)

Сюрприз дофина / кака дофина

В октябре 1781 у Марии Антуанетты и Людовика XVI наконец родился наследник, дофин. Это было очень долгожданное событие. Так что возникновение названия цвета, связанного с маленьким принцем, не удивляет. Пусть даже такого, как "caca de dauphin".
Есть две версии, кто же запустил этот новый модный тренд. Одна - что это была Роза Бертен, любимая модистка Марии Антуанетты. Вторая - что это была одна маркиза, которая наблюдала за тем, как новорождённому меняют пелёнки. И, в попытках привлечь к себе внимание, появилась в свете в платье специфического, коричнево-жёлто-зелёного оттенка.

И хотя название находили вульгарным, это не мешало и дамам, и кавалерам носить наряды модного цвета. Писатель Луи-Себастьян Мерсье перед "кака дофина" тоже не устоял, и заказал себе соответствующий шёлковый костюм, мотивируя это тем, что должен следить за мельчайшими изменениями в моде Парижа и Версаля!
И уж много позднее, в дневниках братьев Гонкур, встречается упоминание этого оттенка, как почти ушедшего в прошлое: "Видел у оценщиков на аукционе коллекцию платьев XVIII века цвета — «серый» и «голубиное горло», «розовый дождь», «кака дофина», наконец, цвет «опаловая безнадежность» и «брюшко блохи в приступе молочной лихорадки»".
scale_1200 (17).png
продолжение следует...
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Чт авг 12, 2021 11:17 am

Цвета испуганной мыши, влюблённой жабы и лягушки в обмороке

Серый цвет... Нет, не скучный! А уж названия оттенков серого в XIX веке уж тем более не скучные! Так что предлагаю вам небольшой список наиболее эффектных.
Удивительно, до чего доходила фантазия - а ведь, казалось бы, сдержанный цвет...
scale_1200.png

Шарлотта Уолсингэм, Джон Хоппнер, 1790е. (сс) Wikimedia Commons

• Блё-д-амур - голубовато-серый (от фр. bleu d’amour - любовный голубой, получается? или любовная хандра?). У Тургенева в "Записках охотника" есть персонаж "в синем сильно потертом сюртуке, желтоватом жилете, панталонах цвета гри-де-лень или блё-д-амур". Да ещё с красным платком на шее! :)

• А Гри-де-лень - серовато-розовый! (От фр. gris de lin).

• Вердигри — зелёно-серый (от фр.. vert-de-gris).

• Цвет Влюбленной жабы – зеленовато-серый.

• Цвет Волосы королевы. О, это намёк на Марию Антуанетту, на цвет её волос! В журнале "Модный магазин" писали в 1862: "Надо признаться, что королева эта имела странный цвет волос, потому что cheveux de la reine ничто иное светлый гавана, т.е. серый с коричневым отливом или в роде того".

• Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.

• Голубиной шейки - тоже оттенок серого.
scale_1200 (1).png
"Путешественницы", Август Леопольд Эгг, 1862. (сс) Wikimedia Commons

• Гридеперлевый – жемчужный оттенок серого (от фр. gris de perle). А ещё был просто Перловый (тоже от фр. perle - жемчуг).

• Гриздолиновый – серый в полоску (от фр. gris d'un ligne). Как звучит-то, а!

• Цвет Испуганной мыши - нежно-серый.

• Колумбиновый — сизый, бледный серо-голубой (от фр. colombin - «голубь»)

• Цвет Лондонского дыма - тёмно-серый.

• Цвет Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.
scale_1200 (2).png

"Меланхолия", Франческо Хайес, 1840-42. (сс) Wikimedia Commons
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Чт авг 12, 2021 11:19 am

• Маренго – поначалу коричневый с вкраплениями белого, затем черный с вкраплениями серого, затем серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 . По одной легенде, именно такого цвета были штаны Наполеона. Другие источники говорят, что дело в оттенке тканей местного производства. они были тёмно-серого цвета.

• Маренго-клер - близкий родственник предыдущего цвета. Светло-серый.

• Цвет Охотничьей куртки — серый с жемчужным отливом.

• Цвет Паука, замышляющего преступление – тёмный оттенок серого. (Правда, по другим источникам - чёрный с краснотой).

• Цвет Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

• Эстерхази – серебристо-серый.
scale_1200 (3).png

"Клотильда в сером платье", Хоакин Соролья, 1900. (сс) Wikimedia Commons
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Чт авг 12, 2021 11:31 am

"Хромой" цвет и другие тонкости

И XVIII, и XIX века были богаты на звучные и необычные названия цветов. Уверена, многие слышали о "цвете бедра испуганной нимфы" или "цвете блохи" - а ведь это ещё не самые экзотические варианты! Иногда можно догадаться, что это за цвет, самостоятельно. Если, например, знаешь, что по-французски "pervenche" - "барвинок", значит, "перваншевый" - оттенок голубого.
Но иногда догадаться невозможно, нужно просто знать. А иногда там такие тонкости...
scale_1200 (4)1.jpg

"Парижский салон, 1800" и "В садах Тюильри, 1799", Франсуа Курбуан, 1898. (сс) Wikimedia Commons

• Например, "хромой". Но это вовсе не какой-то определённый цвет! Как писали когда-то в "Московском телеграфе" (том самом, который выписывает героиня пушкинского "Графа Нулина"!), это просто означало, что ткань - двух цветов. И сочетание могло быть самым разным! А откуда же взялось такое выражение? Не поверите! От французского "dichromatique". То есть двух цветов, да. Ну если ткань "гродетур" стали называть "гарнитуром", то почему бы "дихроматик" не называть "хромым"? :) Правда, во второй половине XIX века это выражение уже не использовали.
scale_1200 (5)1.jpg

"Бал в Страсбургском театре, 1805" и "Прогулкоа в Булонском лесу, 1824", Франсуа Курбуан, 1898. (сс) Wikimedia Commons
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Чт авг 12, 2021 11:32 am

• "Под тень". По сути, речь об оттенке. Так говорили, когда речь шла о вышивке (или другой отделке) того же цвета, что и основная ткань, или того же цвета, но другого оттенка. Например, о шляпке писали: "Бант и перо под тень, под цвет бархату". Скажем, бархатная голубая шляпка, с голубым же бантом и пером! Или: "Платья двух теней, одинакового цвета".
scale_1200 (6)1.jpg

"Дама на площади Инвалидов, 1834" и "Дамы во дворе транспортной компании, 1839", Франсуа Курбуан, 1898. (сс) Wikimedia Commons

• "Хамелеон", "хамелеоновый". Нет, речь не о ткани, которая меняет оттенки, отливает другим цветом. А о вещах двухсторонних! Как правило, это была верхняя одежда. Например, накидка, манто, плащ, шаль и т.д.
scale_1200 (7)1.jpg

"В ресторане Frères Provençaux Restaurant, 1848" и "Ложа в итальянской опере, 1852", Франсуа Курбуан, 1898. (сс) Wikimedia Commons
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Чт авг 12, 2021 12:12 pm

"Масака", или Очень Загадочный Цвет

За что всегда будем благодарны Льву Николаевичу, так это за подробное описание того, как Ростовы собираются на бал! Столько увлекательных подробностей... Цвет платья графини Ростовой, маменьки Наташи!
"На графине должно было быть масака бархатное платье". О, это загадочное слово! Его если и вспоминают, то именно благодаря "Войне и миру".
Использовали разные варианты этого слова: "масака" и "массака" (не склонялись), и "масаковый" ( с ударением на "о"). Это цвет: тёмно-красный с синеватым отливом, малиновый. Нет, не знаю, как выглядел "масака"! Но, возможно, как-то так...
scale_1200 (18).png
Анна-Мария Равич с сыном, Ян Даdль, 1834. (сс) Wikimedia Commons

Увы, происхождение слова выяснить не удалось. В этимологическим слова Фасмера написано: "Тёмное слово. Едва ли от франц. "massicot", желтая свинцовая краска".
Тёмное, это точно... Французский тут на помощь не пришёл - одно из немногих упоминаний "couleur massaca" есть в "Кузине Бетте" Оноре де Бальзака: "Гостиная, заново отделанная с водворением Жозефы в этом особнячке, была обита шелком цвета массака и изукрашена позолотой". И ещё во французских модных журналах.
Ну да хотя бы мы знаем, что это за цвет! В "Войне и мире" он встречается ещё раз, такое платье было у княжны Марьи, но он ей не шло, увы. "...В голубом шарфе и масака нарядном платье". Причём тут же Толстой пишет: "...Спустить голубой шарф с коричневого платья". Нда, вот уже и коричневый! Но при разном освещении цвет может выглядеть по-другому...
scale_1200 (19).png

Виктория, герцогиня Кентская, Джордж Хейтер, 1835. (сс) Wikimedia Commons

Встречается упоминание этого цвета не так уж редко. Например, Иосиф Вильегорский, адъютант цесаревича, будущего Александра II, писал об императрице Александре Фёдоровне, как она, "выходя из саней, показала свой башмачок цвета массака".
Тётушка героя тургеневского "Дворянского гнезда" носила на чепце ленты такого цвета: "...И как они для него изволили даже надевать свой праздничный чепец, с лентами цвету массака́ и желтое платье из трю-трю-левантина".
А вот "Вечный муж" Достоевского: "Гроб обит бархатом цвету масака, позумент золотой..." Супруга писателя, Анна Григорьева, вспоминала: "Фёдор Михайлович часто упоминал о цвете «масака», но, на мои вопросы, никогда не мог определить, какой это цвет. По всей вероятности — темно-лиловый, так как гробы обивались тогда преимущественно темно-лиловым бархатом".
Словом, уже и во времена Достоевского "массака" отходил в прошлое!
scale_1200 (20).png

"Портрет Розы, жены художника", Антон Карингер, 1869. (сс) Wikimedia Commons

У Петра Боборыкина в повести "Братья" тоже есть упоминание этого цвета, хотя к тому времени он давным-давно вышел из моды. Но и героиня соответствующая: "Очень высокая, худая, плоскогрудая, в прическе - десять лет назад- она приехала посидеть без шляпы, в шелковом платье неопределенного цвета, между песочным и "масака" . (Это ж насколько неопределённый цвет был у платья, между песочным и тёмным!)

В общем, теперь уже можно только пытаться представить себе "масака". Но должно быть красиво!..
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Лидия
Тысячник
Сообщения: 7288
Зарегистрирован: Ср фев 10, 2010 7:30 am
Откуда: Россия

Re: История моды

Сообщение Лидия » Чт авг 12, 2021 12:54 pm

Мила, спасибо! С интересом прочитала.
А продолжение будет?
Я - Татьяна
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Чт авг 12, 2021 1:26 pm

Будет и много разного. И все про моду названиях одежде, аксессуарах, если вам конечно это будет интересным.
Это только начало большой темы.

Продолжение о название цветов в материи следует...
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Пт авг 13, 2021 8:54 am

О принцах в Тауэре и розовом цвете

Что ж, дорогие читатели, мы с вами уже выяснили, какого цвета "влюблённая жаба" и каке маленького принца. Уж таков он, мир старинных и странных оттенков цветов!
Сегодня я снова предлагаю обсудить детей. А конкретно - "детей Эдуарда". Да-да, это снова очередной оттенок! Розовый! И назван он в честь двух мальчиков, чья судьба... неизвестна.
DYtsvpIX0AAs5JV.jpg

"Принцы в Тауэре", Джон Эверетт Милле, 1878. (cc) Wikimedia Commons

Дети английского короля Эдуарда IV - Эдуард, так и не ставший по-настоящему Пятым, и его младший брат Ричард - буквально сгинули, когда королём стал их дядя Ричард III. И та версия, которой придерживались не то что годами, а веками - что их отправили в Тауэр, где и погубили по приказу нового короля. "Спасибо" Шекспиру и его пьесе, которая ещё больше поспособствовала распространению этой истории. В наше время она оспаривается, но ранее была общепринятой. И, конечно, волновала сердца.
143683919.jpg

"Гибель детей короля Эдуарда в Тауэре", Пол Деларош, 1831. (cc) Wikimedia Commons

И вот в XIX веке в честь принцев назвали один из оттенков розового цвета. Он встречается уже в "Московском телеграфе" за 1833 год. Я, признаться, долгое время относила появление нового модного цвета к общему интересу того столетия к условному "Средневековью". А история несчастных (в любом случае, увы, несчастных) мальчиков таинственна и оттого "романтична". Но почему вдруг? Были ли конкретный толчок?
scale_1200.jpg
"Убийство принцев в Тауэре", Джеймс Норкот, 1786. (cc) Wikimedia Commons

Оказывается, был!
Читаю как-то дневник Александра Сергеевича Пушкина. Запись от 28 ноября 1833: "Вчера играли здесь «Les enfants d'Edouard», и с большим успехом. Трагедия, говорят, будет запрещена".

Так вот, "Дети Эдуарда" - трагедия Казимира Делавиня. "Впервые была поставлена французской труппой в только что открытом 8 ноября 1833 г. Михайловском театре в Петербурге. Зрители сближали сюжет пьесы с убийством Павла I, однако она не была снята с репертуара".

Так что цвет, судя по всему, назван не просто в честь принцев, а в честь популярной пьесы!
Ну, хоть розовый...
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Пт авг 13, 2021 9:01 am

Старинные названия цветов и военные сражения

XIX век продолжил красивую традицию предыдущего столетия - давать необычные названия цветам и оттенкам. И часть из них связаны с темой... войны! Ну а как же - воевали довольно много, и чем очередное сражение - не повод назвать в честь него что-нибудь? Да хоть бы и цвет?

Маренго
scale_1200 (12).png
"Битва при Йене и Ауэрштедте", Орас Верне, 1836. (сс) Wikimedia Commons.
Нет-нет, битва другая, но взгляните на сюртук Наполеона!

Начнём с битвы при Маренго (городка в Пьемонте). 1800 год – Франция одержит победу, а австрийские войска покинут Италию. И появится цвет маренго, тёмный оттенок серого. Вернее, возникло такое название раньше, в XVIII веке - в честь коричневой ткани местного производства. А вот теперь название перекочевало на другой оттенок - и, как гласит легенда, из-за ассоциации с серым сюртуком Наполеона Бонапарта.

Наваринский
scale_1200 (13).png

"Наваринское сражение", Амбруаз Луи Гарнере, 1827-30. (сс) Wikimedia Commons

Несколько названий подарила и Наваринская битва – 1827 год, Наваринская бухта Ионического моря. Россия, Англия и Франция против турецкого флота! Турки были разгромлены, а в моду вошли наваринский голубой, наваринский дым и наваринский пепел.
Наваринский пепел – серо-мышиный цвет, который обычно использовали для прогулочных платьев и амазонок. Наваринский дым – тёмный красно-коричневый. Ну а по поводу голубого в «Московском телеграфе» тогда писали, что так называют «теперь в Париже оттенок ярко-голубого. Этот цвет вошёл в моду для кашемировых, поплиновых, мериносовых, шёлковых материй, и употребляется на платья, рединготы, шляпки. Появились так же ленты и перья этого цвета».

Адрианополь
scale_1200 (14).png

"Штурм крепости Карс 23 июня 1828 года", Януарий Суходольский, 1839. (сс) Wikimedia Commons

Русско-турецкая война завершилась в 1829 подписанием адрианопольского мирного договора, и в моду вошёл адрианопольский красный, или даже просто адрианополь. Из турецких тканей такого цвета делали утренние и дневные платья. И этот цвет задержится в моде на много лет!
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Пт авг 13, 2021 9:04 am

Сольферино
scale_1200 (15).png

"Наполеон III в битве при Сольферино", Жан-Луи-Эрнест Мессонье, 1863. (сс) Wikimedia Commons

Знает история моды и ещё один оттенок красного, названный в честь сражения. При Сольферино! В 1859 возле этого городка в Ломбардии Франция и Сардиния сражались против Австрии и победили. Красный - цвет крови, так что неудивительно, что ещё один красный оттенок получил «военное» название. Правда, со временем он поменял значение – поначалу так называли ярко-красный, но сейчас сольферино это уже и ярко-розовый, и красно-лиловый.

Маджента
scale_1200 (16).png

"Битва при Мадженте", Эжен Шарпентье, 1860-е. (сс) Wikimedia Commons

Однако если цвет адрианополь сегодня позабыт, сольферино встречается редко, то следующее название, я уверена, знают все. Маджента! За три недели до битвы при Сольферино всё в той же австро-итало-французской войне произошла битва недалеко от деревни Маджента. Но тут история чуть сложнее. Во второй половине 1850-х стали появляться синтетические красители, в частности, был синтезирован фуксин. Его применяли, помимо прочего, в качестве антисептика, в том числе и в битве при Мадженте. И в 1860 его переименовали в честь этого события!

Этот интересный материал взят https://zen.yandex.ru/eregwen?integrati ... ace=export
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Пт авг 13, 2021 9:53 am

С этими странными и забавными названиями пожалуй стоит закончить и просто продолжить знакомиться наименованиями тканей более позднего периода моды, некоторые из них нам может быть известны т.к дошли и до нашего времени.

Вы знаете, как выглядит, например, цвет экрю?
Или жиразол, маренго, сомо? :)


Все это стало очень интересно: что же обозначают такие названия? Оказалось, что их тьма-тьмущая. От нормальных до невменяемой экзотики. Удалось отыскать информацию, размещаю самые убойные обозначения. Кому интересно – читайте:)

Аделаида, аделаидин - от Аделаида (др.-герм. 'благородный' + 'состояние, положение') - имени героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Матиссона] - красный оттенок синего или лилового цвета, близкий к пурпурному; название было чрезвычайно модным в середине XIX в. В оригинале текста Матиссона речь идет о пурпурном цвете (purpur), с которым связывается грустное, меланхолическое настроение. "Одет он был в старенький, изорванный сюртук цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлонида" (И. Тургенев. Контора). Цвет дозволенного в Японии.

Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены. У Даля адрианопольский - [по названию турецкого г. Адрианополь, где процветало искусство производства красок] – ярко-красный, краска из марены.

Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.

Альмандиновый - [от альмандин 'драгоценный камень из группы гранатов' < верхн.нем. Almandin < по названию горы Алабанда в Малой Азии] - темно-красный с фиолетовым оттенком, темно-вишневый.

Акажу - [от фр. acajou < яз. тупи-гуарани acaju 'тропическое дерево семейства сумаховых, т.н. «красное дерево»'] цвет красного дерева.

Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый, малиновый.

Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего - о цвете неба.

Аспидный - цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок: черно-серый.

Афалина - [от афалина 'млекопитающее семейства дельфинов отряда китов'] – серебристый зелено-голубой.

Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. - в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.

Барканский - [от баркан 'плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа' <итал. barracano < араб.-перс. barrakan] – один из оттенков красной гаммы. Упоминается как цветообозначение в 30-е-40-е гг. XIX в.

Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".

Берлинская лазурь, берлинская синь — [по названию краски, получаемой при действии солей окиси железа на желтую крове-щелочную соль] интенсивно-синий.

Бизон- темно-оранжевый.

Бисмарк- [от Бисмарк – фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг.] - серовато-желтый или коричневый.

Бле-раймондовый, бле-реймон - [от франц. bleu 'синий' + мужское имя Raymond (Раймон(д))] – оттенок синего цвета.

Бристольский голубой - ярко-голубой.

Брэнсолитеровый - [от франц. brun solitaire 'единственный (в своем роде) коричневый или смуглый'; другое значение solitaire 'драгоценный камень'] – оттенок коричневого.

Вайдовый - темно-синий, синь. Вайда использовалась вместо индиго. В дальнейшем, в связи с развитием синтетического производства индиго, возделывание В. почти прекратилось.

Вердепешевый - [от фр. vert-de-pеche 'зелень персика'] - желтоватый или розоватый оттенок зеленого цвета, аналогичный цвету незрелого персика. Более всего такие названия были популярны в первой половине XIX в.

Вермильон, вермильоновый - [франц. vermillion 'ярко-красный, алый; румянец'] - ярко-алый с оранжевым оттенком.

Виардо - [искаженное фр. vert d'eau 'зелень воды'] – светло-зелёный, цвет морской волны. Есть вариант водяная зелень.

Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах,
поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубиной шейки - оттенок серого.

Гридеперливый - жемчужный оттенок серого. В начале века его называли и писали только по-французски.

Гуляфный - астрах. роза, розан; шиповник. Гуляфная вода, розановая, перегнанная на лепестках розы, шиповника.

Драконий крови - это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины Павла I.

Дроковый - ярко-желтый, цвет краски из красильного цветка дрока.

Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.

Жирафьего брюха или брюха жирафа - сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».

Жонкилевый - золотисто-желтый, жонкиль - один из видов рода нарцисса.

Зекрый - светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.

Инкарнатный - (от лат. 'сarneus' мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.

Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: "кармелитовый", "капуциновый" и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок "жженого хлеба" или "жженого кофе" и "лесных каштанов".

Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кипенный, кипенно-белый - белый, как кипень, белоснежный, цвет белой пены от кипения.

Колумбиновый - (от франц. 'colombin' голубь) голубиный, сизый.

Куропаткины глаза - обозначен в периодике как светло-красный.

Лавальер - кожаный оттенок коричневого - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Лилейный - нежно-белый, белизной, нежностью напоминающий лилею, т. е. лилию Лилейное чело. Лилейная грудь.

Маренго - серый с вкраплениями черного. Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Маренго-клер - светло-серый.

Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.

Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.

Массака - темно-красный с синим отливом. Хорошо известен в первой половине XIX века. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было

Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.

Накаратовый - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat. пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах».

Облакотный - цвета облака.

Орельдурсовый - рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.

Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.

Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.

Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".

Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".

Сольферино - ярко-красный. Этот оттенок стал особенно популярным после 1859 года, назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.

Сомо, сому (сомон) — от франц. saumon лосось, семга: светлый розово-желтый, телесный - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".

Танго - оранжевый с коричневым оттенком. Название по одноименному танцу. Впервые был использован в 1897 году в музыкальном спектакле "Креольское правосудие".

Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука - красный сандал, красильное дерево Caesalpina, бразильское дерево, и желтая краска, из него выделанная. Фернамбуковая бумажка, окрашенная им, буреет от щелочей, и потому ею пытают жидкости на щелочь.

Циан - также сине-зелёный, ядовито-синий, цвет морской волны.
Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шамуб - [от франц. 'chamoi' верблюд] светлый рыже-коричневый.

Шартрез - жёлто-зелёный.

Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый, кремовый.

Юфтевый, юфтяной, юхотный - кожаный оттенок коричневого - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой.


Можно много еще по старинным названиям тканей чего написать, но мне кажется, что этого вполне достаточно и нужно двигаться по теме дальше. Следующей темой станет ткань в горошек.
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Лидия
Тысячник
Сообщения: 7288
Зарегистрирован: Ср фев 10, 2010 7:30 am
Откуда: Россия

Re: История моды

Сообщение Лидия » Пт авг 13, 2021 6:07 pm

Неужели кто то когда то эти название цветов знал наизусть!?
Я - Татьяна
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Re: История моды

Сообщение Mila545 » Пт авг 13, 2021 8:12 pm

Как вошла в моду расцветка "в горошек"

Ткани в горошек - милые и "жизнерадостные", если только так можно сказать о тканях. Но, представьте себе, в моду они вошли не так и давно, немногим более двухсот лет назад! До этого с пятнышками были связаны не очень приятные ассоциации (вроде сыпи при болезнях). Однако постепенно в материях, усыпанных маленькими кружочками, начали находить свою прелесть.
В середине XVIII в Швейцарии стали производить тончайшую, полупрозрачную ткань в очень мелкую крапинку. И когда в начале следующего века в моду вошли лёгкие светлые платья с завышенной талией, подобная ткань подошла как нельзя лучше.
scale_1200.png

Модная гравюра 1790-х.

И материй в этом духе начали производить немало. Причём, как правило, фон был светлым, а рисунок - мелким. Одна из героинь Джейн Остен "не засыпала целых десять минут не зная, какому платью отдать предпочтение – вышитому или в крапинку"!
Этот рисунок одобрили и мужчины – даже сам Джордж Браммел, знаменитый денди, нашёл горошек достаточно изысканным для того, чтобы включить его в свой гардероб, и носил соответствующие галстуки. Замечу, что такая расцветка мужских галстуков и поныне является классической – привет красавчику Браммелу!
scale_1200 (1).png

Модные иллюстрации "Costime Parisien" 1809 и 1812 гг.

Ну а в середине XIX века внезапно слились сразу два мотива, в музыке и в узорах. Дело в том, что в 1840-х годах началось - и несколько десятилетий продолжалось - бурное увлечение полькой. Этот танец беззаботно проскакал, немного изменившись по дороге, из деревни в город, прямо в бальные залы. А те, в ком сильна была деловая жилка, умело извлекали выгоду, подсовывая публике самые разные вещицы, названные в честь новомодного увлечения – от аксессуаров до лакомств. Шляпка-полька, пуддинг-полька, и вот, наконец, "точка-полька" (polka dot) – так на английском стали называть расцветку "в горошек".
scale_1200 (2).png

Принцесса Луиза, дочь королевы Виктории, 1860-е. (сс) Wikimedia Commons
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Ответить

Вернуться в «Салон красоты и Мода»